Проекты развития НТТМ, разработанные на семинарах

 
 
 

Здесь публикуются и обсуждаются проекты участников очных сессий семинаров по НТТМ.

 
 
 
  • Список итоговых проектов.

     

    1. Проект: «Я и мат-сборщик»
    2. Проект: «Мат. база будущего НИОКРов»
    3. Проект: «Будущему — новые станки» -
    4. Проект: «Биотех изменит жизнь!»
    5. Проект: «Е-генератор» технического творчества
    6. Проект: «Рисуем через технику»
    7. Проект: «Электронный Университет» 
    8. Проект: « Интерактивная карта»
    9. Проект: «ВКИТТ».
    10. Проект:  «Летние Школы НТТМ» .
    11. Проект: «Новые Олимпиады интеллектуалов».
    12. Проект: Подготовка курса «Системной инженерии»
    13. Проект: «Журналистский корпус».
    14. Проект: «Видеоролик».
    15. Проект: «Тайный город»
    16. Проект: «Инструменты будущего».
    17. Проект: «Явление в фокусе».
    18. Проект : Социальная сеть Б.А.Р. (База Актуальных Ресурсов)
    19. Проект: «Политехнический клуб».
    20. Проект: «Технобум».
  •  
  • 1. Сервис обмена методическими материалами, Методичка-2

    Предназначается для разных преподавателей естественных наук. Можно обмениваться удачными решениями по проведенным урокам (варианты упаковки, примеры лабораторных, видеоролики, модели и тп).

    - интерактивность, активность на уроках

    - пересечение предметных областей (проблема контекстного поиска)

    - рубрикатор

    - рейтинги пользователей

    - база из которой выбирается набор содержания по разным темам

    - система рекомендаций по дополнительному образованию для родителей (какого учителя выбрать и почему)

    - смс-голосования

     

    2. «Джельсомино»

    Открытые стандарты,  коммуникация с гос-м, информационные фильтры

     Шапиро- докладчик Кулаков Алексей, Шапиро, Игорь Скирневский

     система выбора сервисных компаний через открытые торги

    - для пользователей ЖКХ. (не совсем понятно, при чем тут НТТМ – но разработчики сказали, что это сервис для микрокомпаний с инновациями в сфере ЖКХ)

    - открытые рейтинги

    - обратные аукционы (кто дешевле)

    - возможность влиять на институты власти

     

    3. «Кружок в квадрате».

    Смирнов Филипп- докладчик

    Проект схож с «Методичкой2», но ориентируется на кружковую работу.

    Задача проекта – помочь разным мелким клубам-кружкам организовать работу по публичному продвижению своей деятельности.

    Ключевая фигура в проекте – наличие «кружков социотехников», для которых эта деятельность интересна. Они – инициаторы серий проектов.

    - проекты кружков взаимополезны

    - Инструменты одного кружка для работы другого

    - Появление новых артефактов

    - Помещается в сети

    - Все друг друга стимулируют

    - возможно патентование интересных разработок, чтобы поощрить открытое творчество.

     

    4. Полдень- перезагрузка

    Докладчик Федин Петр

    Поиск Америки, новые образовательные модули, новые психотипы

    - Проведение среди разных групп различных социотренажеров (Метаигры, игры-погружения, деловые тренинги етц).

    Диагностика компетенций, выявление факторов, способствующих формированию компетенций.

    Социально приемлемые факторы интегрируются и внедряются в массовое использование

    Проблема – эта технология старая, дорогостоящая и не работает на массовом внедрении.

    Тем не менее, для «кружков социотехники» из другого проекта, формат работы интересен. И возможно, при росте сетей социотехников, технология станет дешевле.

  •  
  • 1. Социальная сеть Б.А.Р. (База Актуальных Ресурсов)

    Программный продукт, где предоставляется страничка для организации или проекта, где он может сделать свой мини-сайт как визитную карточку. В этой сети должна быть организована система взаимопомощи проектов. Также проекты вывешивают методический материал, видеоролики, новости. Должна быть возможность организовать подписку на определенные страницы.

    Целевая группа: учителя и руководители ЦДО.

    Сроки: 6 мес (сбор информации) + 6 мес (реклама продукта).

     

    2. Явление в фокусе.

    Предлагается создать серию интерактивных телепередач, поддерживаемых Интернет-ресурсом.

     Телепередача создается в два этапа:

    1. ЗАДАНИЕ: группа экспертов составляет задание для очередной телепередачи. Задание показывается в виде необычного и интригующего мини-фильма про некоторое явление (например, преломление света или изменение цвета листьев осенью);
    2. КОНКУРС ПО ЗАДАНИЮ: зрителям предлагается показать другие проявления этого явления, найти новые факты, применения явления в технике, придумать эксперименты и новые методы подачи информации, и оформить мини-презентацию в виде видео ролика.

    Группа экспертов отбирает достойные ролики, которые показываются в следующей телепередаче, и оглашает победителей. В процессе демонстрации мини-фильмов эксперты в соответствующей области всесторонне поясняют освещаемое явление, анализируют проведенные эксперименты, рассказывают интересные факты про использование данного явления в технике, дают исторические справки и т.п.

    Интернет-ресурс.

    Для поддержки телепередачи предлагается создать Интернет-ресурс, где вывешиваются ролики, проводятся обсуждения и круглые столы, и размещаются комментарии. Вводится многоуровневая система рейтингов, оценки выставляют:

    • эксперты (за научность),
    • преподаватели (за пользу для образовательного процесса),
    • учащиеся (за привлекательность).

     Цели:

    1. Популяризация НТТ;
    2. Мотивация творчества и активности;
    3. Создание Интернет-банка экспериментов и видео роликов по различным темам;
    4. Помощь преподавателям: возможность выбора по многоуровневому рейтингу оптимального ролика для преподавания той или иной темы;
    5. Создание социальной разновозрастной Интернет-сети, ориентированной на НТТ.

     Сроки: от двух месяцев до полугода.

     

    Проект 3. Клуб Политехнический.

    Клуб проводит комплексные мероприятия (изучение объекта с разных сторон, гармоничное изучение мира).

    Основные направления деятельности.

     - Неформальное общение технарей.

    - Просветительская работа.

    - Формирование престижа технических профессий.

    - Формирование полифонического мышления.

    - Распространение лекций, семинаров с помощью информационных технологий

    - Формирование интеллектуальной аудитории.

    Структура: ядро – отцы-основатели, члены клуба.

    Целевая аудитория: подростки, студенты, ученые.

    Ресурсы: Политехнический музей, поддержка государства, энтузиасты.

    Сроки: до мая 2010 года.

     

    Проект 4. «Мастерская»

    Цель: Поддерживание интересов и склонностей ребенка, вовлечение ребенка в систему оценки работ других.

     Проект создания на базе школьных научных сообществ клубов создателей увлекательных технологий. Например, дети создают полезный учебный модуль по НТТ, или компьютерную игру. Распространяют эти продукты на других детей школы или других ЦДО. Организуют конкурсы этих игр на базе школы или дружественных ЦДО. Вывешивают продукты на информационном портале, получают оценки от других детей.

    Целевая аудитория: активные преподаватели

    Ресурсы: уже существующий Интернет-контент, рекламная площадка, помещение школы или ЦДО

    Трудности старта: обязательные работы по заинтересованности детей, сбор материалов

    Сроки: пол года.

      

    Проект 5. Бойцовский клуб.

     «Тайный» клуб любителей техники (о котором знают все), где участники применяют знания техники в забавных ситуациях. Например, играя в тетрис на окнах многоэтажки.

     Целевая аудитория: подростки.

     Ресурсы: оборудование, помещение.

     Сроки: 1 месяц.

     

    Проект 6. «Образовательный портал»

     Цель: создать поле для взаимодействия между учебными центрами и производством. Дать возможность применять на практике молодежи результаты своего творчества.

     Предложение:

    Создается информационная площадка в Интернете, соединяющая центры образования, предприятия, государство. На портале должна быть размещена информация:

    - какие молодежные центры, какую деятельность ведут

    - какие предприятия готовы брать молодежные работы для реализации, возможно, заказывать разработки

    - каким работодателям, какие кадры нужны

    На базе центров творчества формируются комплексы, похожие на УПК. В этих комплексах ведутся занятия  с ребятами, создаются модели, ведутся творческие работы. Темы работ заказываются предприятиями  по типу венчурных разработок. За интересные идеи и варианты, разработанные ребятами, компания может заплатить некоторую сумму. Постепенно создается информационная база об участниках деятельности, их компетенциях. На основе этой информации предприятия будут выбирать себе партнеров. Так обеспечивается социальная значимость проектов для детей и их родителей, польза для предприятий, гарантии качества.

     Целевая аудитория: дети, УПК, ЦДО, родители детей.

     Ресурсы: Интернет - портал, помещения ЦДО, производственные мощности УПК.

     Сроки: от 1 года

  •  
  •  1. Межвузовский проект «Метаигра» (Россия – Инновационный прорыв 2).

    Цели и задачи: Проект предполагается проводить для учащихся и педагогов различных вузов, московских и региональных. Длительность проекта предположительно полгода. Цели проекта:

    1. Объединить студентов разных ВУЗов на поле общей образовательной деятельности в рамках социальных тренажеров, организация  совместного процесса, апробация внедрения интеграционной межвузовской системы обучения (по типу болонской).
    2. Провести несколько социальных тренажеров для студентов разных ВУЗов, в качестве инновационных форм обучения. Студенты разных учебных заведений и направлений смогут проявить себя в реальной деятельности. Это создание активного, социально значимого учебного поля применения знаний полученных в ВУЗе.
    3. Научить инноваторов доводить свои идеи до стадии практической реализации, показать стратегии и схемы бизнес планирования НИОКРА.
    4. Транслировать методики инновационного образования в московские вузы (методику проведения социальных тренажеров, интегрированного обучения, индивидуальных стратегий образования).

    Специфика и обоснование: Подход ЗУНов (знаний умений и навыков) устарел, новое время требует новых форм образования. Современные тренды требуют апробации и внедрения в образование будущего новых методик.  

     

    2. Система внедрения компетенционного анализа в высшей школе и учет динамики фиксирования и развития компетенций в наукоемких областях.

    Цели и задачи: Организаторы проекта- это преподаватели и программисты, готовые к пробному использованию электронн учета и управления развитием компетенций:

    • Написать и придумать разные компетенции соответствующие инженерным специальностям.
    • Сформировать профессиограммы будущих специалистов в НТТМ сфере.
    • Собрать некоторое количество прецедентов и оценить по ним компетенции
    • Проанализировать данные.
    • Создать электронную систему в интернете отражающую карты компетенций специалистов.

     

    3. Проект www.4nttm.ru.

    Цели и задачи: Создать систему сообществ в сфере НТТМ, объединить людей на общей интернет площадке:

    • Создание удобной для общения работы и отдыха интернет площадке для людей интересующихся НТТМ.
    • Создание и проведение серии мероприятий для участников общего портала, созданного как площадка для развития НТТМ. На данном этапе это может быть сайт  www.4nttm.ru.
    • Создание и проведение серии мероприятий для участников портала www.4nttm.ru – в оффлайновом формате.
    • Увеличение числа участников за счет расширения сети, оптимизации пользовательских возможностей сайта, как инструмента для рабочего взаимодействия. Расширение также возможно за счет личных приглашений, демонстрационных мероприятий. Это приведет к наращиванию контента и увеличению количества тем, которые могут заинтересовать окружающих.

    Участники: Участники и преподаватели школ, кружков и люди, интересующиеся НТТМ. Люди, которым интересно посещать совместные мероприятия, общаться и объединятся.

    Специфика и обоснование: Интернет проект. Участники семинара заинтересовались порталом и собираются подключатся к нему. А так же, реализовывать на базе портала свои проекты (регистрировать свои мероприятия).

     

    4. Система сообществ в НТТМ сфере и интеграция НТТМ-интересов учеников школ и студентов с образовательным запросом современного общества.

    Цели и задачи: Создать целую систему сообществ в сфере НТТМ, на подобии www.4nttm.ru. Проекты будут реализовываться совместно

    Участники: Участники и преподаватели школ, кружков и просто люди интересующиеся НТТМ. Люди, которым интересно посещать совместные мероприятия, общаться и объединятся.

     

    5.      Проект – Интеграция.  

    Цели и задачи: интеграция дополнительного образования, школы, семьи и ВУЗа.

    • Задача: мотивация студентов к участию в работе школ, организаций дополнительного образования.
    • Поиск форм сотрудничества студентов, школьников и их родителей
    • «Перемешивание» школьников и студентов в рамках одной структуры дополнительного образования.

    Участники: Студенты и школьники, и родители.

     

    6.      Проведение предметных олимпиад.

    Цели и задачи: Работа с одаренными детьми, школьниками, студентами:

    • Выявление одаренной молодежи и привлечение ее в НТТМ сферу.
    • Проведение заочных олимпиад и сбор одаренной молодежи на интернет портале.
    • Составление интересных заданий с учетом введенного ЕГЭ и других он-лайн конкурсов и экзаменов.
    • Проведение мероприятий по тематике НТТМ с участием призеров олимпиад.

    Участники: школьники из  разных школ

    Специфика и обоснование: Необходимо организовать приток молодежи и школьников в НТТМ сферу для создания резерва научной элиты будущего. Олимпиады помогают отобрать таких детей. Это хорошо показала многолетняя практика прошлых лет. Проект собирается использовать старую форму на новом уровни с использованием интернет-технологий, что позволит сделать проект более масштабными и современным.

  •  
  • 1. 3-D CAD. Социальная сеть нового поколения.

    Демина Ольга - докладчик

    Цель:  создание групп для реализации проектов. Для объединения усилий по работе над проектами важна правильная организация группы. Предлагается создание пространства, дающего возможность дистанционно и совместно работать над общим проектом. Для этого необходима 3-D карта проекта. В этой карте будет совместная разработка чертежа, например, научное проектирование. Для поддержания проектов сообщества инноваторов  необходимо создание сети центров личного общения для них. Чтобы работа не осложнялась участием неквалифицированных  и недобросовестных работников, предлагается разработать инструменты  для контроля достоверности информации.

    Значимые элементы:  Социальная сеть веб 3.0., увеличение количества мест для неформального общения, умение отбрасывать малоценную информацию.

     

    2. Виртуальный город - Город в городе.

    Живенко Александр - докладчик

    Цель: перенос в виртуальность элементов реальной жизни: людей, компаний, проектов. Пересечение виртуальности и реальности людей и организаций, перетекание одного типа взаимодействий в другой. В процессе произойдет формирование  сегментов по разным основаниям, например, школьный сегмент, корпоративный и др.  

     

    3. Тысяча мелочей – экспресс дизайн.

    Мурадасилов Нуру – докладчик.

    Цель: Передача материальных предметов электронным способом, отказ от бумажных носителей, формирование социальных сетей. Создаются специальные автоматы на базе 3-D принтеров. Они являются широко доступными. В них есть возможность загружать различные матрицы.  Дизайном матриц занимаются дети. Через специальные аппараты потребители оплачивают дизайн и изготовление простых бытовых предметов. Например, лопаты, стулья и т.д. При заказе можно выбрать дизайн и конкретную модель, а творческой группе дизайнеров за это идет процент.

     

    4. «После Контакта».

    Лапоухов Александр – Докладчик

    Цель: я создание социальной сети и организационного комплекса, при котором взаимодействуют бизнес и образование.

    Дипломы и исследования делаются на заказ. Т.е. предприятия формируют запрос на специалистов определенной области, организовывается обучение таких специалистов с последующим трудоустройством к Заказчику. Исследования и производство формируются по такому же принципу, а после внедряются на предприятиях.

  •  
  • 1. Робот-тьютор.

    Сухих Павел - докладчик.

    Цель: создание автономного роботизированного интерактивного образовательного комплекса. 

    Предлагается разработать электронную систему, способную сопровождать и направлять обучающего по индивидуальной образовательной траектории. В соответствие с личностными особенностями формируется программа обучения. Проходя этапы, ученик получает обратную связь и следующие задания. В ближайшем будущем рентабельна онлайн система, но в перспективе она может стать роботизированной. Также будет эффективно разработать систему и осуществлять подбор тьютора и его методики в соответствие с психотипом учеников, например тьютор Макаренко или Иванов (педагоги). Также работу электронного тьютора должен контролировать педагог. Его задачей также является выдача ученику нестандартных заданий.

     

    2. Природная полифоническая школа

    Михаил Йошпа - докладчик

    Цель: развитие комплексного мышления. Предлагается одновременное обучение гуманитарному, техническому, системному и другим видам мышления для формирования мышления нового типа - полифонического. Первым этапом является выделение уже сформировавшихся «полифоников» и создание экспертной группы для разработки методик образования комплексного мышления. Далее необходима апробация и внедрение в учебный процесс.

     

    3. Банк данных образовательных модулей

    Сергей Баринов - докладчик

    Цель: создание банка данных образовательных модулей. Предлагается создать систему социальных связей из учителей, учеников, образовательных программ и инструмента для обратной связи (например, онлайн модуль). Учителя могут выкладывать в банк данных свои курсы и методики (в частности, в области НТТМ), ученики могут их просматривать и записываться на участие. После прохождения курса ученики выставляют оценки пройденному курсу, таким образом формируя рейтинг и обратную связь. Лучшие учителя таким образом набирают себе новые группы, остальные имеют возможность доработать методики и сделать их более востребованными.

     

    4. Школа на колесах

    Игорь Дип - докладчик

    Цель: создание автономной мобильной школы. Предлагается создать новый тип образовательного учреждения, который сможет быть мобильным. Не ученики ищут где поучиться, а образование приезжает к ним в город/село/район. Такая школа на колесах, например, может содержать высокотехнологичное оборудование и демонстрировать детям преимущества НТТМ. Также предлагается совершать выездные детские экспедиции к местам обучения, выезды на реальное производство.

     

    5. Дети учат взрослых

    Кирилл Боголюбов - докладчик

    Цель: использование психотерапевтических приемов для создания возможности обучения детьми своих родителей. Предлагается новая форма образования для возвращения к детскому «незашоренному» восприятию действительности. Проект может быть пригоден для популяризации НТТМ среди молодежи от 20-35 лет.

     

    6. Практические интернаты

    Степанида Вахотина - докладчик

    Цель: создание сети детских интернаты, отделенных от городов и родителей. Предлагается разрабатывать образовательную программу с упором на практическую деятельность. Т. е. теория дается вместе с описанием того, где она применяется в реальной жизни и как с ней можно взаимодействовать. Дети широко используют полученные знания в ходе обязательной практики, в т.ч. и производственной, с ответственностью и оплатой труда.

     

    7. Школа – оператор образования

    Евгения Венгерова - докладчик

    Цель: школы из основных образовательных центров становятся операторами образовательного процесса. Предлагается основной процесс обучения передать в практическую сферу и сети малых курсов. Школа же должна формировать индивидуальные траектории образования, проводить диагностику и срезы знаний, а также направлять учеников на наиболее подходящие для дальнейшего обучения курсы и программы. Для НТТМ проект может быть полезен созданием соответствующего оператора для развития научно-технических качеств и знаний молодежи. 

     

    8. Дети учат детей

    Наталья Комольцева - докладчик

    Цель: передача части образовательного процесса детям в качестве педагогов. Предлагается позволить детям чаще обучать собственных одноклассников и сформировать соответствующие методики. Таким образом, обучая, дети мотивированы самостоятельно узнавать больше. Одновременно может быть повышена эффективность, т. к. зачастую дети быстрее поймут друг друга, чем взрослого педагога. Более эффективно будет применять данную методику при практической деятельности.

 
 
 
 
 
 
Добавить запись
Добавлять записи могут только участники
 
 
 
 
 
 

Разделы