Родился он не праздно, а из суровой рабочей повседневности. Прост,
но ответов пока не много. Итак.
Как было раньше. Обучаемый идет по заданной траектории обучения.
Под конец предусмотрели все: какие вопросы задать, в какой
последовательности главы в учебнике лучше поставить, в каком
классе (курсе) лучше что изучать. Плыви себе смирно и получай на
выходе, что полагается.
Сейчас интуитивно или осознанно педагоги и образованцы чаще
создают ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ. Примеры:
Вот хорошая школа: там много ярких учителей, открытых к общению,
хорошая мат. база, много кружков, проектов, мероприятий...
Вот лагеря-среды (я назвала их лагеря-фестивали): лесная среда
сама по себе богата, много интересных взрослых, избыток
мастерских, мероприятий, игр, интересная мат. база: микроскопы,
проф. фотоаппараты, скалолазное оборудование...
А вот и наши мета-игры: мир-модель современности, разные области
жизни: наука, политика, производство, СМИ, образование и
др...
Недавно делали студенческий лагерь: много
учеб, мастер-классов, тренингов - в избытке, на все
точно не попадешь....
И вот встал вопрос: как же теперь ученику ориентироваться в этих
средах? По аналогии. Ведь можно съездить в очень интересное
туристическое место, но не увидеть ничего, а можно взять из
поездки море пользы. Какие инструменты существуют на данный
момент в помощь?
Я видела немного и не идеальных.
1. тьютор, наставник (коуч?) (человек) - опытный гуру, который
видит тебя, знает и умеет много сам и направляет тебя.
+ индивидуально
- затратно, не массово
2. электронный тьютор - система, автоматически советует тебе
по результатам 1) оценки тебя и 2) твоих пожеланий для своего
развития рекомендует действия (учебы,
занятия, мастер-классы), заложенные в базу эл.
тьютора
+ массово
- мало объективно (пока)
3. трекер (человек)- это тоже наставник, но не личный, а задающий
логику, технологию. Например, трекер, который учит
системному подходу. Попадая в любую среду, он, удерживая
логику обучения, будет посылать тебя на определенные
события, задавая вопросы или задания в логике изучения
системного подхода. Также события может создавать сам. Этот
подход мы попробовали в студ. лагере. У трекера может быть группа
и не так важны люди, как логика развития обучения с
использованием среды.
4.тренинговые технологии целеполагания, в которых на
короткий срок ученик сам ставит себе задачу и
придумывает, как в среде ее реализовать. Какие такие
технологии я видела:
1) индивидуально - групповая рефлексия, возможно с погружениями в
медитации (почувствуй себя)
2) технология "открытое пространство" , видела отличный опыт в
лагере "Перекресток"
3) наверно, тренинги личностного роста, дающие коротковременный
запал "я могу"
+ создают целеполагание
- коротковременный эффект
Что еще?
Кажется, что эти технологии надо систематизировать, понять
глубже, проработать. И в сочетании таких технологий и
образовательных сред и будет разгадка - "какое же оно,
образование будущего?"...
С 27 по 29 ноября 2009 г. в Красногорском филиале Академии
народного хозяйства при Правительстве РФ прошла Первая
Всероссийская конференция «Деятельностный подход и игры в
образовании: проблемы и перспективы».
Организаторами конференции выступили Некоммерческий научный фонд
«Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», Академия народного
хозяйства при Правительстве РФ (Красногорский филиал),
Международная ассоциация «Развивающее обучение».
Центральными вопросами, обсуждавшимися на конференции, стали:
Отличия организационно-деятельностных игр от других игровых
активных методов обучения. Принципы и понятие ОДИ. Специфика
образовательной игры на основе принципов ОДИ сегодня.
Игры в образовании и содержание образования. Как создается
содержание в играх с элементами ОДИ? Как создается содержание в
ОДИ?
Что привносит ОДИ в образовательную практику? Назначение и
функции ОДИ в образовании.
Основным результатом конференции является запуск коммуникации
между автономными группами разработчиков игровых методов
Участниками форума инициировано создание профессионального
сообщества – Всероссийской ассоциации игровиков/
Кордонский
М.,
Кожаринов М.Очерки неформальной
социотехники (Учебное пособие
для лидера молодежной неформальной группы)
Книга об идейных людях, занимающихся общим делом. Называют они
себя по-разному: клуб, сообщество, команда, проект,
отряд, организация, форум и иногда
фирма. Такие объединения, хотя и являются
разными по содержанию, по мнению авторов, обладают общими
свойствами, закономерностями, этапами развития и даже
длительностью этих этапов.
В книге изложен обобщенный опыт авторов — неформальных лидеров со
стажем. Принципиально новой является концепция развития
неформальных движений: условия зарождения, этапы
развития, сроки жизни.
Вся теория иллюстрируется реальными историями из жизни
неформальных групп: ролевиков, туристов, ксп-шников,
скаутов, педагогов-новаторов, музыкантов, флеш-моберов, экологов,
НБП-шников, скинхедов, социалистов, реконструкторов, анархистов,
блоггеров, альтерглобалистов и др.
Фестиваль Пустые Холмы уже несколько лет - заметная фигура на
культурном поле. Музыка, которую не встретишь на
радио-телевидении, лэнд-арт, фантастическая атмосфера свободы....
Есть причины, по которым население ПХ чуть ли не удваивается с
каждым годом. Между тем - фестиваль делают добровольцы, которые
все эти годы виртуозно уклонялись от неизбежного для
многотысячных фестивалей "коммерциализации бренда". В 2009 году
фестиваль уткнулся в осязаемые "собственные пределы" -
организация маленького проекта-междусобойчика и проекта большого,
на несколько десятков тысяч народа - это очень разные вещи.
Природа дождями и потопами усугубила ситуацию, и стало ясно:
что-то надо менять.
Нижеследующий выстраданный текст Тимура Чудутова - проект
технологии организации большого волонтёрского фестиваля.
Насколько он будет воплощаться на Холмах - посмотрим. Читать и
думать - советую
Когда-то в детстве, мы играли в кукы и машинки, по-детски
моделировали семью, социальную инфраструктуру и городские
пути сообщения. А повзрослев (наверно:)), мы решили
замоделировать процесс развития общества от первобытного до
индустриального игрой в ... куклы.
В начале игры, которая проходит на столе, оказываются
игроки-куклы, папавшие на "необитаемый остров" (стол), где есть
озерцо и немного деревьев. В игре есть ресурсы (еда: рыбы,
яблоки), которые необходимы для выживания, также нужно греться,
потому что "на дворе" сентябрь. На начало игры еды на всех не
хватает, греться негде.
Дальше игроки могут совершать действия, соотнесенные с
обстоятельствами игры и моделировать их. Например, кто-то решает
сломать ветку дерева и выкопать глины на берегу озера. Тогда он
реально отламывает веточку от дерева и делает вид куклой, как
будто копает (тратит игровое время). Затем мастер игры дает ему
кусок, например, пластелина, а на месте "ямы" кладет кусок темной
бумаги. Дальше игрок может использовать яму и глину как посчитает
нужным.
Время на игре течет быстро: день 10 минут, ночь 3 минуты.
"Вечером" каждый должен отчитаться, что он съел за день и как
грелся, результаты отражаются на "здоровье" кукол.Также за ночь
супер-быстро происходят биологические изменения: вырастают
яблоки, плодятся рыбы (если есть условия для этого: есть деревья
и достаточно рыбы для размножения).
Также в игре есть "магия": за определенную плату игроку получают
ускорение в развитии. Например, если последовательно создавать
божетсвенный культ, то можно получить орудия труда для развтия
традицонной культуры.
Каждая игра - уникальна. Кто-то доходит до развитого
индустриального общества и ... заканчивает войной, кто-то уповает
только на свои силы и создает устойчивую первобытную культуру.
Конечно, это очень короткое описание игры, но мы, организаторы
готовы общаться, рассказывать и проводить эту игру. Скажем, что
она всегда проходит живо и интересно, а обсуждение открывает
новые грани понимания людей себя и окружающего мира. А со тороны
всега видны развитие отношений в группе, креативность участников,
понимание естественных проецесссов и мировоззрение.
Все записи, включая подсообщества
Организаторами конференции выступили Некоммерческий научный фонд «Институт развития им. Г.П. Щедровицкого», Академия народного хозяйства при Правительстве РФ (Красногорский филиал), Международная ассоциация «Развивающее обучение».
Основным результатом конференции является запуск коммуникации между автономными группами разработчиков игровых методов Участниками форума инициировано создание профессионального сообщества – Всероссийской ассоциации игровиков/
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/29 Неформальная социотехника
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/29/1 ЛИДЕР И ЗАКОНЫ НЕФОРМАЛЬНЫХ ГРУПП
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5/29/3 Распределенная сетевая деятельность
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/12/12/28 ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППЫ
http://www.altruism.ru/sengine.cgi/5 библиотека маргинала
(Учебное пособие для лидера молодежной неформальной группы) Книга об идейных людях, занимающихся общим делом. Называют они себя по-разному: клуб, сообщество, команда, проект, отряд, организация, форум и иногда фирма. Такие объединения, хотя и являются разными по содержанию, по мнению авторов, обладают общими свойствами, закономерностями, этапами развития и даже длительностью этих этапов.
В книге изложен обобщенный опыт авторов — неформальных лидеров со стажем. Принципиально новой является концепция развития неформальных движений: условия зарождения, этапы развития, сроки жизни.
Вся теория иллюстрируется реальными историями из жизни неформальных групп: ролевиков, туристов, ксп-шников, скаутов, педагогов-новаторов, музыкантов, флеш-моберов, экологов, НБП-шников, скинхедов, социалистов, реконструкторов, анархистов, блоггеров, альтерглобалистов и др.
Фестиваль Пустые Холмы уже несколько лет - заметная фигура на культурном поле. Музыка, которую не встретишь на радио-телевидении, лэнд-арт, фантастическая атмосфера свободы.... Есть причины, по которым население ПХ чуть ли не удваивается с каждым годом. Между тем - фестиваль делают добровольцы, которые все эти годы виртуозно уклонялись от неизбежного для многотысячных фестивалей "коммерциализации бренда". В 2009 году фестиваль уткнулся в осязаемые "собственные пределы" - организация маленького проекта-междусобойчика и проекта большого, на несколько десятков тысяч народа - это очень разные вещи. Природа дождями и потопами усугубила ситуацию, и стало ясно: что-то надо менять.
Нижеследующий выстраданный текст Тимура Чудутова - проект технологии организации большого волонтёрского фестиваля. Насколько он будет воплощаться на Холмах - посмотрим. Читать и думать - советую
Опубликовано тут и тут.
читать далее
отсюда: http://www.psychotechnology.ru/
Когда-то в детстве, мы играли в кукы и машинки, по-детски моделировали семью, социальную инфраструктуру и городские пути сообщения. А повзрослев (наверно:)), мы решили замоделировать процесс развития общества от первобытного до индустриального игрой в ... куклы.
В начале игры, которая проходит на столе, оказываются игроки-куклы, папавшие на "необитаемый остров" (стол), где есть озерцо и немного деревьев. В игре есть ресурсы (еда: рыбы, яблоки), которые необходимы для выживания, также нужно греться, потому что "на дворе" сентябрь. На начало игры еды на всех не хватает, греться негде.
Дальше игроки могут совершать действия, соотнесенные с обстоятельствами игры и моделировать их. Например, кто-то решает сломать ветку дерева и выкопать глины на берегу озера. Тогда он реально отламывает веточку от дерева и делает вид куклой, как будто копает (тратит игровое время). Затем мастер игры дает ему кусок, например, пластелина, а на месте "ямы" кладет кусок темной бумаги. Дальше игрок может использовать яму и глину как посчитает нужным.
Время на игре течет быстро: день 10 минут, ночь 3 минуты. "Вечером" каждый должен отчитаться, что он съел за день и как грелся, результаты отражаются на "здоровье" кукол.Также за ночь супер-быстро происходят биологические изменения: вырастают яблоки, плодятся рыбы (если есть условия для этого: есть деревья и достаточно рыбы для размножения).
Также в игре есть "магия": за определенную плату игроку получают ускорение в развитии. Например, если последовательно создавать божетсвенный культ, то можно получить орудия труда для развтия традицонной культуры.
Каждая игра - уникальна. Кто-то доходит до развитого индустриального общества и ... заканчивает войной, кто-то уповает только на свои силы и создает устойчивую первобытную культуру.
Конечно, это очень короткое описание игры, но мы, организаторы готовы общаться, рассказывать и проводить эту игру. Скажем, что она всегда проходит живо и интересно, а обсуждение открывает новые грани понимания людей себя и окружающего мира. А со тороны всега видны развитие отношений в группе, креативность участников, понимание естественных проецесссов и мировоззрение.
Лена Кожаринова
читать далее