27 февраля 2010 в 01:34

  • lenaplenapЕлена Кожаринова
    вопрос образования будущего
    Родился он не праздно, а из суровой рабочей повседневности. Прост, но ответов пока не много. Итак.

    Как было раньше. Обучаемый идет по заданной траектории обучения. Под конец предусмотрели все: какие вопросы задать, в какой последовательности главы в учебнике лучше поставить, в каком классе (курсе) лучше что изучать. Плыви себе смирно и получай на выходе, что полагается.

    Сейчас интуитивно или осознанно педагоги и образованцы чаще создают ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СРЕДЫ. Примеры:

    Вот хорошая школа: там много ярких учителей, открытых к общению, хорошая мат. база, много кружков, проектов, мероприятий...
    Вот лагеря-среды (я назвала их лагеря-фестивали): лесная среда сама по себе богата, много интересных взрослых, избыток мастерских, мероприятий, игр, интересная мат. база: микроскопы, проф. фотоаппараты, скалолазное оборудование...
    А вот и наши мета-игры: мир-модель современности, разные области жизни: наука, политика, производство, СМИ, образование и др...
    Недавно делали  студенческий лагерь: много учеб, мастер-классов, тренингов - в избытке, на все точно не попадешь....

    И вот встал вопрос: как же теперь ученику ориентироваться в этих средах? По аналогии. Ведь можно съездить в очень интересное туристическое место, но не увидеть ничего, а можно взять из поездки море пользы. Какие инструменты существуют на данный момент в помощь?

    Я видела немного и не идеальных.

    1. тьютор, наставник (коуч?) (человек) - опытный гуру, который видит тебя, знает и умеет много сам и направляет тебя.
    + индивидуально
    - затратно, не массово

    2. электронный тьютор - система, автоматически советует тебе по результатам 1) оценки тебя и 2) твоих пожеланий для своего развития рекомендует действия (учебы, занятия, мастер-классы), заложенные в базу эл. тьютора
    + массово
    - мало объективно (пока)

    3. трекер (человек)- это тоже наставник, но не личный, а задающий логику, технологию. Например, трекер, который учит системному подходу. Попадая в любую среду, он, удерживая логику обучения, будет посылать тебя на определенные события, задавая вопросы или задания в логике изучения системного подхода. Также события может создавать сам. Этот подход мы попробовали в студ. лагере. У трекера может быть группа и не так важны люди, как логика развития обучения с использованием среды.

    4.тренинговые  технологии целеполагания, в которых на короткий срок ученик сам ставит себе задачу и придумывает, как в среде ее реализовать. Какие такие технологии я видела:
    1) индивидуально - групповая рефлексия, возможно с погружениями в медитации (почувствуй себя)
    2) технология "открытое пространство" , видела отличный опыт в лагере "Перекресток"
    3) наверно, тренинги личностного роста, дающие коротковременный запал "я могу"
    + создают целеполагание
    - коротковременный эффект

    Что еще?

    Кажется, что эти технологии надо систематизировать, понять глубже, проработать. И в сочетании таких технологий и образовательных сред и будет разгадка - "какое же оно, образование будущего?"...

     

 
 
 
 
 
 
Комментарии (0)

Ни одного комментария нет

    Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

     
     
     
    Добавить запись
    Добавлять записи могут только участники