В исследовании «Альтернативные сценарии российского
будущего», проведенном экспертами МГИМО, были предложены
четыре сценария будущего России в мире к 2020 году.
Эти сценарии будущего России мы поместили в углах прямоугольника.
В средних частях сторон прямоугольника располагаются
конкурирующие на данный момент сценарии инновационного развития
России, выделенные экспертами НП «Образовательное бюро «СОЛИНГ» в
результате анализа проявлений инновационной и образовательной
политики со стороны различных акторов.
Сценарии МГИМО рассматриваются как «предельные», то есть
маловероятные в чистом виде, но задающие «предельные
отклонения», а, следовательно, «коридоры возможностей», в рамках
которых и будут располагаться реальные сценарии развёртывания
будущего.
Модели инновационного развития России со сценариями «предельных
отклонений» соотносятся двояко. С одной стороны, каждый вариант
развития страны предполагает определенный «коридор возможностей»,
в рамках которой он реализуется, а значит, задает определенную
модель модернизации экономики и соответствующую ей модель
образовательной системы. С другой стороны, выбранные пути
модернизации явно влияют на политическое лицо страны, подталкивая
к разворачиванию того или иного «предельного сценария».
Кремлёвский гамбит (ограничение
политической и экономической конкуренции в стране ради
стратегической цели модернизации России)
Постиндустриальное инновационное развитие,
опирающееся на малый и средний высокотехнологичные
сектора
Новая Мечта
Новое поколение управленцев сделает все хорошо, по
европейским стандартам
Мы не ограничивали игроков в выборе вариантов
развития. Студенты, разумеется, хотели лучшего.
У них были равные возможности, информация о
том, какие действия будут успешнее и какие
перспективы есть.
Модернизация, построенная на интеграции с
Европой
Крепость-Россия
(Страна должна сплотиться против внешних угроз, даже если
это ограничивает права и свободы.)
Инновационное развитие, опирающееся на
ТНК
Российская Мозаика
(Возврат 90х, регионы разрознены, живут, как могут/хотят)
Поэтому на сценариях инновационного развития России остановимся
подробнее.
Сценарий индустриального
инновационного развития
Инновационное развитие осуществлялось и в рамках индустриального
общества, его модели и технологии хорошо знакомы, более того,
большинство акторов, ведущих свое происхождение из индустриальной
эпохи, имеют своего рода «социальные рефлексы», действующие
в силу привычки и традиции.
Основными компонентами этого развития
сейчас являются:
директивное управление;
модернизация оборудования (смена машинного парка, инвестиции
в основные фонды);
управляемость кадровыми потоками, построенная на технологии
«распределения» студентов после окончания ВУЗов.
На практике это выглядит так: на производство (обычно
государственное, но подобное может происходить в любой корпорации
с индустриальным типом управления) приходит новое оборудование.
Директор должен обеспечить включение нового оборудования в
производственную цепочку. При этом он часто в ужасе, так как
согласования были проведены лишь поверхностно, и он не всегда
понимает, как наладить использование новой техники.
Примером подобной модернизации может служить массовая
компьютеризация производства и НИИ во второй половине 1980-х
годов ещё в рамках СССР. Персонал часто не знал, что с этими
компьютерами делать, играл на них в игрушки, и производительность
труда даже упала, а не поднялась. Тем не менее, опыт нельзя
считать отрицательным, так как в итоге благодаря массовому
доступу работников к новым средствам труда были освоены новые
технологии, а также оформилась достаточно сильная российская
школа программистов. Кратковременные падения производительности
труда на отдельных предприятиях - неизбежные издержки,
происходящие в период модернизации и обучения персонала.
Таким образом, директивное обновление парка оборудования - вполне
возможная технология инновационного развития. Ее активно
поддерживают как крупные оптовые поставщики оборудования, которые
получают импульс в развитии своего бизнеса, так и различные
фирмы-посредники (и связанные с ними чиновники), через которые
осуществляется закупка и поставка техники, так как это прекрасное
средство «отмывки» денег.
Серьёзной проблемой для реализации этого сценария модернизации
является кадровый вопрос. Модернизация предполагает появление
качественно новой продукции и услуг, что, как правило, связано с
деятельностью молодых пассионарных специалистов, готовых
изобретать и развивать новые технологии. Но как привлечь этих
специалистов на предприятия в условиях резкого увеличения
издержек, связанных с неразберихой модернизации, а значит,
ограничениями фонда заработной платы?
В ближайшие годы проблема дефицитности рынка квалифицированного
труда обострится в связи с накопленными противоречиями,
зародившимися в «лихие 90-е»: «демографической ямой», разрушением
старой системы образования, оттоком специалистов за рубеж,
разрушением социальных инфраструктур, изменений предпочтений в
выборе профессий и т.д.
В качестве средства решения данной проблемы рассматривается
возрождение советской системы распределения: пусть молодой
специалист-выпускник попадёт на предприятие, поработает там
2-3 года (вот с этим новым оборудованием), а там мы его «зацепим»
на интерес, престиж, социальные льготы – глядишь, он и не уйдет.
Кроме того, предполагается создания отраслевых вузов в качестве
филиалов профильных головных, например - ядерного на основе МИФИ.
Государство в данном сценарии является основным действующим
лицом, осуществляющим программу модернизации промышленного парка,
поддержку и финансирование отраслевых вузов, а также обеспечение,
через контрольные и силовые органы, системы распределения.
возможность быстрой реализации при достаточных финансовых
потоках;
понятность схемы для большинства руководителей индустриальных
секторов экономики или происходящих из этих секторов;
сохранение крупных лабораторий, направлений фундаментальных
исследований, так как сохранение этого потенциала возможно лишь
при крупных инвестициях, которые может осуществлять лишь крупный
актор, к коим государство, естественно, относится.
нерациональное расходование ресурсов. По некоторым оценкам
экспертов, лишь 10% парка модернизации идёт на дело, остальное
растрачивается (откаты, многоступенчатые схемы поставок и т.п.).
Но, как отмечают сторонники данного сценария, даже этих процентов
может оказаться достаточно для нового инновационного рывка.
логика использования индустриальных управленческих решений:
этот путь консервирует страну в рамках индустриальной модели
развития, а следовательно, не оставляет шансов совершить переход
через постиндустриальный фазовый барьер, в который упёрлось наше
общество. Директивное управление было свойственно
командно-административной системе, кризис которой и привел к
коллапсу СССР – одной из моделей индустриальной эпохи. После НТР
возросла сложность экономических систем и производственных
процессов, возникла необходимость замены старой системы
управления на иную модель, подразумевающую на порядок большее
количество самостоятельных управляющих центров. Залог дальнейшего
развития – распространение новых моделей взаимодействия этих
центров между собой, а никак не сохранение директивной
модели управления. Остаться же в индустриальной парадигме –
серьёзный риск при реализации данного сценария.
Сценарий индустриального инновационного развития помещается нами
в коридоре возможностей между «Крепостью Россия» и «Кремлёвским
Гамбитом». Если произойдёт «консервация индустриальной
парадигмы», увеличится вероятность осуществления «Крепости
России». Ещё сильнее она увеличится, если данный тип модернизации
будет сочетаться со сценарием инновационного развития,
опирающимся на крупные ТНК, о чём скажем чуть далее. Наоборот,
вероятность «Кремлёвского Гамбита» возрастёт, если данный
сценарий реализуется в сочетании с постиндустриальным
инновационным сценарием. В этом случае модернизация промышленной
базы и достижения фундаментальной науки становятся базисом для
развития малого и среднего бизнеса, выделившегося в результате
развития аутсорсных схем и делегирования полномочий. Крупные
корпорации сохраняются в качестве операторских центров,
распределяющих заказы для «облака» малых и средних компаний. В
случае реализации сценария, близкого к «Кремлёвскому Гамбиту»,
переход общества через постиндустриальный фазовый барьер
достаточно вероятен.
Сценарий постиндустриального
инновационного развития
Во всех странах, наиболее близко подошедших к фазовому барьеру,
наблюдается резкое увеличение роли малого и среднего бизнеса в
показателе ВВП, вплоть до достижения им статуса ведущего в рамках
«постиндустриального сектора» экономики. При этом в массовом
сознании существует миф, что малый бизнес – это что-то типа
парикмахерских и торговых ларьков. Этот миф приводит к иллюзии,
что именно подобные «парикмахерские» и обеспечивают в развитых
странах большую долю ВВП. На самом же деле, его образуют
высокотехнологичные компании, выведенные из ТНК в качестве
подрядчиков на аутсорсинг. Такая система разделения полномочий
оказывается более конкурентоспособной в современном динамичном
обществе, так как позволяет быстрее реагировать на изменения.
Кроме того, это увеличивает капитализацию ТНК, так как меньшее
количество работников, оставшихся в постоянном штате при
сохранении оборота компании рассматривается в качестве индикатора
роста производительности труда. Малые предприятия - основа ВВП
развитых стран – это не «парикмахерские». Как правило это разные
лаборатории-заводики, выполняющие разработку, а иногда и
производство «компонентов» для какого-нибудь «Boeing» на
субподряде. Часто эти компании объединены в единый холдинг –
организационную форму, появившуюся в развитых странах
благодаря распространению принципа «делегирования полномочий».
Основными компонентами, задающими
соответствующий сценарий инновационного развития, являются:
упор на создание развитой инфраструктуры, облегчающей
адекватность самостоятельного планирования – создание институций
согласования и проектирования деятельности на основе банка
«образа будущего», а также создание инфраструктуры, облегчающей
выход предприятий на международный рынок и развитие
информационной среды;
модернизация парка предприятий в результате распространения
лизинговых схем;
возможность набора трудовой высококвалифицированной силы
посредством специально созданной инфраструктуры, охватывающей
основные ВУЗы и другие образовательные центры.
Стратагемы, вытекающие из необходимости роста высокотехнологичных
предприятий малого и среднего бизнеса, строятся на необходимости
компенсировать основной недостаток этого сектора – отсутствие
достаточных денежных средств на создание необходимых
инфраструктур собственными силами.
Например, ни одно малое и среднее предприятие, в отличие от ТНК и
государства, не способно самостоятельно содержать вуз, и
последние будут всегда иметь преимущество в отборе
квалифицированных кадров (тем более при системе распределения или
заключения трудовых контрактов ещё в стенах вуза). Именно поэтому
важно уравнять шансы этого сектора с контрагентами крупного
бизнеса, в том числе государственного. Иначе сектору угрожает
«обескровливание», а значит деградация и смерть. Новая
образовательная инфраструктура, решающая эту задачу, строится,
как правило, на новых образовательных парадигмах. Это возможность
непрерывного образования, дистантное образование, сеть тренингов
и тренажёров (в том числе социальных и экономических), олимпиады
и конкурсы. Новая парадигма должна затронуть изменение стандартов
измерения уровня образование – фиксация компетенций, а не только
ЗУНов
(подробнее о компетенциях и ЗУНах). Договориться между собой
огромному количеству предприятий сектора малого и среднего
бизнеса намного сложнее, чем нескольким ТНК, имеющим общее
руководство. А значит, создание такой инфраструктуры
будет делом очень долгим без активного вмешательства государства.
Также высока роль государства и в продвижении лизинговых схем.
Нужна оптимизация законодательства, оценка параметров
необходимого оборудования, построенная на массовом изучении
спроса со стороны малых и средних предприятий, массовая закупка
оборудования, создание лизинговых контор, готовых взять на себя
соответствующий сервис и т.д.
Важную роль играет государство и в создании информационной
инфраструктуры: оптико-волоконных сетей, сотовой и спутниковой
связи, цифрового телевидения, развитии средств дистантной
коммуникации, поддержки социальных сетей и программ, нацеленных
на согласование интересов различных акторов, а также выработки
необходимых навыков для выполнения процедур этого согласования на
постоянной основе. Поддержка развития этих секторов в рамках
национальных интересов требует грамотного государственного
стимулирования и управления. Стихийность развития способна
привести к формированию основных опорных компонентов данной
инфраструктуры за рубежом, с соответствующими последствиями в
распределении, как сегментов рынка постиндустриальной экономики,
так и центров политического влияния.
Итак, мы видим, что государству в данном сценарии отводится
большая роль, при этом эта роль предполагает, что у государства,
или по крайней мере у достаточного количества чиновников,
принимающих решения, есть воля, преодолевающая индустриальные
стереотипы. То есть – государство должно специально поставить
перед собой цель создания альтернативной инфраструктуры.
Естественно, такие шаги будут сталкиваться с сопротивлением
консервативных кругов, но история знает примеры, когда
государство преодолевало подобное сопротивление внутри
собственных структур и являлось двигателем общественной
модернизации: Петровская Эпоха в России, революция Мейдзи в
Японии и т.д.
Основным достоинством данного сценария
инновационного развития является, то, что он увеличивает
вероятность прохождения фазового барьера, а, следовательно,
вероятность качественного инновационного рывка национальной
экономики.
Основной недостаток – относительная сложность в
реализации, так как создание соответствующих инфраструктур,
изменение законодательства, выработка новых стандартов и систем
оценки, изучение спроса для программы массового лизинга и т.д. –
программы весьма сложные и трудоёмкие в масштабах страны. Они
могут затянуться во времени, завязнуть в согласованиях, и страна
опоздает к разделу основных постиндустриальных ниш в рамках
мирового разделения труда.
В своей реализации данный сценарий инновационного развития
опирается с одной стороны на государство как активного актора,
имеющего соответствующую политическую волю к преодолению фазового
барьера, с другой – на процессы глобализации. Поэтому данный
сценарий инновационного развития располагается в коридоре
возможностей между «Кремлёвским гамбитом» и «Новой мечтой».
Социальной опорой является менеджмент малого и среднего
бизнеса.
Сценарий инновационного развития с
опорой на ТНК
Рост ТНК и глобализация бизнеса являются устойчивыми трендами
развития в последние годы. Некоторые футурологи даже прогнозируют
эпоху ослабления национальных государств и приход им на смену
владычества «корпоративных монстров». В любом случае, ТНК
являются сегодня важным игроком, осуществляющим свои стратагемы,
в том числе и в области инновационного развития.
Основными компонентами, задающими
сценарий инновационного развития с опорой на ТНК, являются:
распространение корпоративного стиля управления, основанного
на бизнес-логике и отстаивания корпоративных интересов в
противовес общенациональным;
превращение ТНК в основной генератор инноваций, как
посредством скупки ими инновационных решений за рубежом, так и
содержании собственных корпоративных лабораторий, в том числе и в
области фундаментальной науки, обновление промышленного парка за
счет фондов корпораций;
опора на создание собственных корпоративных вузов, нацеленных
на погашение спроса в трудовой силе каждой отдельной корпорации.
Достоинства данной стратегии:
сохраняется концентрация финансовых средств, что позволяет
обеспечить нужный уровень развития науки и техники, пусть лишь
внутри корпоративного сектора; при этом нет опасности повторить
путь СССР: в сети корпораций центров управления экономикой много
больше;
приближение науки к бизнесу, к производству в противовес
«чистой науки», которая не склонна превращать свои достижения в
конкретные технологические решения.
Недостатки данного сценария инновационного
развития:
Основной недостаток данной стратегии в том, что корпорации по
своей внутренней сути ориентированны на собственные интересы, и,
занимая ключевые роли в обществе, могут сильно «оттянуть одеяло»
на себя.
Создание собственных корпоративных вузов, к примеру, вызывает
массу вопросов у скептиков. Дело в том, что ТНК часто без
энтузиазма относятся к идее прикрепления к ним старых вузов,
оставшихся от советской эпохи, как это предлагается в рамках
индустриального сценария инновационного развития. Они полагают,
что легче отстроить вуз заново, чем переделать созданный в другой
парадигме и отягощённый традициями и устаревшими схемами
обучения, подобно тому, как порой легче и дешевле построить завод
с нуля и в чистом поле, чем модернизировать старый. Таким
образом, новая образовательная система замкнётся на обслуживании
интересов ТНК, прочие же сектора экономики и интересы общества
будут проигнорированы. Образуются анклавы «цивилизации»,
связанные с ТНК, а остальному населению останется прозябать, без
доступа к качественному образованию, высоким доходам, а значит, и
достойному уровню жизни. Такое развитие приводит к сценарию,
обозначенному экспертами МГИМО, как «Российская мозаика».
Другой вариант: если ТНК станут на путь, близкий к советскому
поствузовскому распределению, рассмотренному выше. В этом случае
высок риск сохранить индустриальную парадигму и прийти к сценарию
«Крепость Россия». Наибольшая же вероятность реализации этого
сценария при сочетании данного сценария в паре с индустриальным
сценарием. Эта возможность достаточно велика: индустриальный тип
модернизации естественно поддерживается не только госчиновниками,
но и менеджерами госкорпораций. Этот вариант предполагает,
что корпорации развиваются как государственные,
воспроизводя индустриальную схему управления. И вероятность
преодоления фазового барьера становится минимальной. Это наименее
благоприятный, с нашей точки зрения, сценарий развития будущего
России. Даже вариант «Российской мозаики» даёт больше шансов на
преодоление фазового барьера.
Понятно, что социальной базой сценария инновационного развития с
опорой на ТНК является менеджмент самих крупных корпораций. При
варианте, близкому к «Крепости России», он выступает как союзник
чиновничества, в варианте «Российской мозаики» действует
самостоятельно, игнорируя или даже противопоставляя себя
государственной бюрократии.
Модернизация, построенная на
интеграции с Европой
Путь модернизации общества по некому образцу – типичный путь
развития русского этноса, начиная от эпохи Киевской Руси, когда
модернизация происходила по греческому (византийскому) образцу, и
кончая большевистской модернизацией, заимствовавшей у Запада
организацию конвейерного производства и идеологию марксизма. Но
наибольшей известностью как проект модернизации по западному
образцу славится эпоха Петра I. С тех пор «западники» -
устойчивая группа в политическом спектре российских элит.
Поскольку нынче Запад (Европа менее, а США более) также подошли к
фазовому барьеру и делают попытку его преодоления, то
заимствования успешных достижений, в том числе и в области
инновационной политики, вполне может являться самостоятельной
стратегией инновационного развития страны. Курс на интеграцию с
Европой, предложения обмена активами ведущих корпораций несколько
раз подчёркивались высшим руководством страны.
Однако проблема в том, что Европа не желает принимать наши элиты
в качестве равных. Сказывается разность в менталитете, страх
перед «русской неуправляемостью», собственная корысть и тщеславие
местных элит. Это сейчас главное препятствие для осуществления
соответствующей стратегии развития. Тем не менее, часть
европейских элит (например, итальянцы и немцы) не занимает столь
категорическую позицию, и потому реализация сценария в принципе
возможна. В этом случае процессы глобализации и интеграции будут
нарастать, экономики, структура проживания населения, культурные
традиции - переплетаться.
Основными компонентами развития этого
сценария сейчас являются:
слияние российской и европейской элиты в одну страту,
создание общих моделей управления на межнациональной основе в
различных секторах хозяйства;
модернизация и заимствование инновационных решений на Западе,
разделение рынков, смена промышленного парка на основе широкого
потока инвестиционных предложений со стороны западных компаний, и
симметричное проникновение российского бизнеса, в том числе
выросшего на использовании инновационных решений, в
Западную Европу;
разделение рынка образовательных услуг как европейского, так
и мирового и появление в России нескольких ВУЗов, признанных
лидеров мирового образования, где и будет обучаться российская
элита, интегрированная с западной.
Последняя стратагема предполагает крупное финансирование,
создание лабораторных производственно-технических комплексов,
бизнес-центров и бизнес-инкубаторов при этих вузах-лидерах. Курс
на создание таких вузов, способных «откусить» достойную часть
мирового рынка образования, уже вполне обозначился в действиях
правительства РФ.
Плюсы развития данного сценария:
высокая степень интеграции российской экономики в мировую,
что при нарастании тенденций глобализма видится, как важная
возможность стать значимой величиной в будущем.
понятность данного сценария, который не раз уже был
апробирован в ходе российской истории.
Минус данного сценария:
отказ от собственной парадигмы развития и копирование
европейских форм организации общества, в то время как Запад не
доказал ещё, что способен преодолеть фазовый барьер. Таким
образом, если Европа не найдёт нужную социальную организацию,
соответствующую уровню развития современной науки и техники, то
она и сама не сможет преодолеть барьер и с неизбежностью
подвергнется деградации (как технической, так и социальной), и
потянет за собой Россию.
Преодоление фазового барьера наиболее вероятно при реализации
данного сценария инновационного развития в паре с
постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае
социальные слои, связанные с новой инновационной экономикой,
станут доминантами на российско-европейском пространстве. В этом
случае Россия подойдёт к сценарию, обозначенному экспертами
МГИМО, как «Новая Мечта». Это - наиболее оптимистичный сценарий с
точки зрения преодоления фазового барьера.
Однако сейчас наиболее острая борьба среди европейских элит идет
по линиям: представители национальных экономик и бюрократии
против общеевропейских; а также ТНК против евробюрократии.
Если в этой борьбе побеждают ТНК, а в России реализуется сценарий
евроинтеграции, то это приводит к «Российской мозаике», так как
часть населения оказывается интегрированной в Европу с ее уровнем
жизни, а часть - брошенной. Шансы для преодоления фазового
барьера, как мы указывали выше, сокращаются.
Если же в этой борьбе побеждает евробюрократия, которая под
воздействием неких обстоятельств соглашается на слияние с
российскими элитами, то наиболее вероятно развёртывание
параллельных сценариев инновационного развития, связанных с
модернизацией по Европейскому образцу и индустриальной моделью
инновационного развития, контролируемой бюрократией. Здесь также
невелики шансы для преодоления фазового барьера.
Предпочтительные сценарии для
инновационного развития
В итоге расклад наиболее благоприятных сценариев развития
выглядит следующим образом:
Наиболее желательный: постиндустриальный
инновационный сценарий в сочетании со сценарием,
базирующимся на интеграции с Европой. Пока он блокируется со
стороны европейской элиты. В предельном случае он превращается в
сценарий, обозначенный у экспертов МГИМО, как «Новая мечта».
Менее желательный, но также способный привести к
переходу через фазовый барьер: постиндустриальный инновационный
сценарий в сочетании с индустриальным. В предельном случае этот
вариант ведёт к «Кремлёвскому гамбиту».
Маложелательный и менее вероятный: развитие
постиндустриального инновационного сценария в паре со сценарием,
опирающимся на ТНК. В этом случае предполагается, что Европа
отгородилась, государство потеряло влияние и частично
децентрализовалось, доминирование приобрели ТНК, но ко времени
развала успели сложиться инфраструктуры, поддерживающие
инновационные предприятия малого и среднего бизнеса, которые и
разделили национальный рынок с ТНК. Переход через фазовый барьер
возможен, но затруднён.
Возможный, но нежелательный случай: сценарий
инновационного развития, построенный на интеграции с Европой
вкупе со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае прохождение
фазового барьера возможно, но маловероятно. Данный вариант в
предельном воплощении соответствует сценарию «Российская
мозаика».
Наиболее неблагоприятные сценарии развития, при
которых переход через фазовый барьер почти невозможен, зато
вероятно наступление эпохи индустриальной реакции:
индустриальный сценарий инновационного развития в паре со
сценарием инновационного развития, опирающейся на ТНК. В
предельном случае - «Крепость Россия»;
индустриальный сценарий инновационного развития в паре со
сценарием, опирающимся на модернизацию по Западному образцу, то
есть интеграция в западное общество победившей евробюрократии.
Возможно также рассмотрение вариантов, интегрирующих не по две
возможные стратегии инновационного развития, а по три.
Вероятность их появления меньше, но возможна.
Теория
Материалы руководящей и направляющей линиии партии, теоретическая база, обоснования
В исследовании «Альтернативные сценарии российского будущего», проведенном экспертами МГИМО, были предложены четыре сценария будущего России в мире к 2020 году.
В основе каждого из них – своя интрига и свое «предельное» сочетание «драйверов», отражающее возможные ключевые бифуркации в российском и международном развитии. («Полис», №4(106) 2008, А.Ю Мельвиль, И.Н.Тимофеев «Россия 2020: Альтернативные сценарии и Общественные предпочтения»)
Эти сценарии будущего России мы поместили в углах прямоугольника. В средних частях сторон прямоугольника располагаются конкурирующие на данный момент сценарии инновационного развития России, выделенные экспертами НП «Образовательное бюро «СОЛИНГ» в результате анализа проявлений инновационной и образовательной политики со стороны различных акторов.
Сценарии МГИМО рассматриваются как «предельные», то есть маловероятные в чистом виде, но задающие «предельные отклонения», а, следовательно, «коридоры возможностей», в рамках которых и будут располагаться реальные сценарии развёртывания будущего.
Модели инновационного развития России со сценариями «предельных отклонений» соотносятся двояко. С одной стороны, каждый вариант развития страны предполагает определенный «коридор возможностей», в рамках которой он реализуется, а значит, задает определенную модель модернизации экономики и соответствующую ей модель образовательной системы. С другой стороны, выбранные пути модернизации явно влияют на политическое лицо страны, подталкивая к разворачиванию того или иного «предельного сценария».
Кремлёвский гамбит (ограничение политической и экономической конкуренции в стране ради стратегической цели модернизации России)
Постиндустриальное инновационное развитие, опирающееся на малый и средний высокотехнологичные сектора
Новая Мечта
Новое поколение управленцев сделает все хорошо, по европейским стандартам
Индустриальное инновационное развитие, централизация
Мы не ограничивали игроков в выборе вариантов развития. Студенты, разумеется, хотели лучшего.
У них были равные возможности, информация о том, какие действия будут успешнее и какие перспективы есть.
Модернизация, построенная на интеграции с Европой
Крепость-Россия
(Страна должна сплотиться против внешних угроз, даже если это ограничивает права и свободы.)
Инновационное развитие, опирающееся на ТНК
Российская Мозаика
(Возврат 90х, регионы разрознены, живут, как могут/хотят)
Поэтому на сценариях инновационного развития России остановимся подробнее.
Сценарий индустриального инновационного развития
Инновационное развитие осуществлялось и в рамках индустриального общества, его модели и технологии хорошо знакомы, более того, большинство акторов, ведущих свое происхождение из индустриальной эпохи, имеют своего рода «социальные рефлексы», действующие в силу привычки и традиции.
Основными компонентами этого развития сейчас являются:
На практике это выглядит так: на производство (обычно государственное, но подобное может происходить в любой корпорации с индустриальным типом управления) приходит новое оборудование. Директор должен обеспечить включение нового оборудования в производственную цепочку. При этом он часто в ужасе, так как согласования были проведены лишь поверхностно, и он не всегда понимает, как наладить использование новой техники. Примером подобной модернизации может служить массовая компьютеризация производства и НИИ во второй половине 1980-х годов ещё в рамках СССР. Персонал часто не знал, что с этими компьютерами делать, играл на них в игрушки, и производительность труда даже упала, а не поднялась. Тем не менее, опыт нельзя считать отрицательным, так как в итоге благодаря массовому доступу работников к новым средствам труда были освоены новые технологии, а также оформилась достаточно сильная российская школа программистов. Кратковременные падения производительности труда на отдельных предприятиях - неизбежные издержки, происходящие в период модернизации и обучения персонала.
Таким образом, директивное обновление парка оборудования - вполне возможная технология инновационного развития. Ее активно поддерживают как крупные оптовые поставщики оборудования, которые получают импульс в развитии своего бизнеса, так и различные фирмы-посредники (и связанные с ними чиновники), через которые осуществляется закупка и поставка техники, так как это прекрасное средство «отмывки» денег.
Серьёзной проблемой для реализации этого сценария модернизации является кадровый вопрос. Модернизация предполагает появление качественно новой продукции и услуг, что, как правило, связано с деятельностью молодых пассионарных специалистов, готовых изобретать и развивать новые технологии. Но как привлечь этих специалистов на предприятия в условиях резкого увеличения издержек, связанных с неразберихой модернизации, а значит, ограничениями фонда заработной платы?
В ближайшие годы проблема дефицитности рынка квалифицированного труда обострится в связи с накопленными противоречиями, зародившимися в «лихие 90-е»: «демографической ямой», разрушением старой системы образования, оттоком специалистов за рубеж, разрушением социальных инфраструктур, изменений предпочтений в выборе профессий и т.д.
В качестве средства решения данной проблемы рассматривается возрождение советской системы распределения: пусть молодой специалист-выпускник попадёт на предприятие, поработает там 2-3 года (вот с этим новым оборудованием), а там мы его «зацепим» на интерес, престиж, социальные льготы – глядишь, он и не уйдет. Кроме того, предполагается создания отраслевых вузов в качестве филиалов профильных головных, например - ядерного на основе МИФИ.
Государство в данном сценарии является основным действующим лицом, осуществляющим программу модернизации промышленного парка, поддержку и финансирование отраслевых вузов, а также обеспечение, через контрольные и силовые органы, системы распределения.
Достоинства сценария индустриального инновационного развития:
Недостатки сценария индустриального инновационного развития:
Сценарий индустриального инновационного развития помещается нами в коридоре возможностей между «Крепостью Россия» и «Кремлёвским Гамбитом». Если произойдёт «консервация индустриальной парадигмы», увеличится вероятность осуществления «Крепости России». Ещё сильнее она увеличится, если данный тип модернизации будет сочетаться со сценарием инновационного развития, опирающимся на крупные ТНК, о чём скажем чуть далее. Наоборот, вероятность «Кремлёвского Гамбита» возрастёт, если данный сценарий реализуется в сочетании с постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае модернизация промышленной базы и достижения фундаментальной науки становятся базисом для развития малого и среднего бизнеса, выделившегося в результате развития аутсорсных схем и делегирования полномочий. Крупные корпорации сохраняются в качестве операторских центров, распределяющих заказы для «облака» малых и средних компаний. В случае реализации сценария, близкого к «Кремлёвскому Гамбиту», переход общества через постиндустриальный фазовый барьер достаточно вероятен.
Сценарий постиндустриального инновационного развития
Во всех странах, наиболее близко подошедших к фазовому барьеру, наблюдается резкое увеличение роли малого и среднего бизнеса в показателе ВВП, вплоть до достижения им статуса ведущего в рамках «постиндустриального сектора» экономики. При этом в массовом сознании существует миф, что малый бизнес – это что-то типа парикмахерских и торговых ларьков. Этот миф приводит к иллюзии, что именно подобные «парикмахерские» и обеспечивают в развитых странах большую долю ВВП. На самом же деле, его образуют высокотехнологичные компании, выведенные из ТНК в качестве подрядчиков на аутсорсинг. Такая система разделения полномочий оказывается более конкурентоспособной в современном динамичном обществе, так как позволяет быстрее реагировать на изменения. Кроме того, это увеличивает капитализацию ТНК, так как меньшее количество работников, оставшихся в постоянном штате при сохранении оборота компании рассматривается в качестве индикатора роста производительности труда. Малые предприятия - основа ВВП развитых стран – это не «парикмахерские». Как правило это разные лаборатории-заводики, выполняющие разработку, а иногда и производство «компонентов» для какого-нибудь «Boeing» на субподряде. Часто эти компании объединены в единый холдинг – организационную форму, появившуюся в развитых странах благодаря распространению принципа «делегирования полномочий».
Основными компонентами, задающими соответствующий сценарий инновационного развития, являются:
Стратагемы, вытекающие из необходимости роста высокотехнологичных предприятий малого и среднего бизнеса, строятся на необходимости компенсировать основной недостаток этого сектора – отсутствие достаточных денежных средств на создание необходимых инфраструктур собственными силами.
Например, ни одно малое и среднее предприятие, в отличие от ТНК и государства, не способно самостоятельно содержать вуз, и последние будут всегда иметь преимущество в отборе квалифицированных кадров (тем более при системе распределения или заключения трудовых контрактов ещё в стенах вуза). Именно поэтому важно уравнять шансы этого сектора с контрагентами крупного бизнеса, в том числе государственного. Иначе сектору угрожает «обескровливание», а значит деградация и смерть. Новая образовательная инфраструктура, решающая эту задачу, строится, как правило, на новых образовательных парадигмах. Это возможность непрерывного образования, дистантное образование, сеть тренингов и тренажёров (в том числе социальных и экономических), олимпиады и конкурсы. Новая парадигма должна затронуть изменение стандартов измерения уровня образование – фиксация компетенций, а не только ЗУНов (подробнее о компетенциях и ЗУНах). Договориться между собой огромному количеству предприятий сектора малого и среднего бизнеса намного сложнее, чем нескольким ТНК, имеющим общее руководство. А значит, создание такой инфраструктуры будет делом очень долгим без активного вмешательства государства.
Также высока роль государства и в продвижении лизинговых схем. Нужна оптимизация законодательства, оценка параметров необходимого оборудования, построенная на массовом изучении спроса со стороны малых и средних предприятий, массовая закупка оборудования, создание лизинговых контор, готовых взять на себя соответствующий сервис и т.д.
Важную роль играет государство и в создании информационной инфраструктуры: оптико-волоконных сетей, сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения, развитии средств дистантной коммуникации, поддержки социальных сетей и программ, нацеленных на согласование интересов различных акторов, а также выработки необходимых навыков для выполнения процедур этого согласования на постоянной основе. Поддержка развития этих секторов в рамках национальных интересов требует грамотного государственного стимулирования и управления. Стихийность развития способна привести к формированию основных опорных компонентов данной инфраструктуры за рубежом, с соответствующими последствиями в распределении, как сегментов рынка постиндустриальной экономики, так и центров политического влияния.
Итак, мы видим, что государству в данном сценарии отводится большая роль, при этом эта роль предполагает, что у государства, или по крайней мере у достаточного количества чиновников, принимающих решения, есть воля, преодолевающая индустриальные стереотипы. То есть – государство должно специально поставить перед собой цель создания альтернативной инфраструктуры. Естественно, такие шаги будут сталкиваться с сопротивлением консервативных кругов, но история знает примеры, когда государство преодолевало подобное сопротивление внутри собственных структур и являлось двигателем общественной модернизации: Петровская Эпоха в России, революция Мейдзи в Японии и т.д.
Основным достоинством данного сценария инновационного развития является, то, что он увеличивает вероятность прохождения фазового барьера, а, следовательно, вероятность качественного инновационного рывка национальной экономики.
Основной недостаток – относительная сложность в реализации, так как создание соответствующих инфраструктур, изменение законодательства, выработка новых стандартов и систем оценки, изучение спроса для программы массового лизинга и т.д. – программы весьма сложные и трудоёмкие в масштабах страны. Они могут затянуться во времени, завязнуть в согласованиях, и страна опоздает к разделу основных постиндустриальных ниш в рамках мирового разделения труда.
В своей реализации данный сценарий инновационного развития опирается с одной стороны на государство как активного актора, имеющего соответствующую политическую волю к преодолению фазового барьера, с другой – на процессы глобализации. Поэтому данный сценарий инновационного развития располагается в коридоре возможностей между «Кремлёвским гамбитом» и «Новой мечтой». Социальной опорой является менеджмент малого и среднего бизнеса.
Сценарий инновационного развития с опорой на ТНК
Рост ТНК и глобализация бизнеса являются устойчивыми трендами развития в последние годы. Некоторые футурологи даже прогнозируют эпоху ослабления национальных государств и приход им на смену владычества «корпоративных монстров». В любом случае, ТНК являются сегодня важным игроком, осуществляющим свои стратагемы, в том числе и в области инновационного развития.
Основными компонентами, задающими сценарий инновационного развития с опорой на ТНК, являются:
Достоинства данной стратегии:
Недостатки данного сценария инновационного развития:
Создание собственных корпоративных вузов, к примеру, вызывает массу вопросов у скептиков. Дело в том, что ТНК часто без энтузиазма относятся к идее прикрепления к ним старых вузов, оставшихся от советской эпохи, как это предлагается в рамках индустриального сценария инновационного развития. Они полагают, что легче отстроить вуз заново, чем переделать созданный в другой парадигме и отягощённый традициями и устаревшими схемами обучения, подобно тому, как порой легче и дешевле построить завод с нуля и в чистом поле, чем модернизировать старый. Таким образом, новая образовательная система замкнётся на обслуживании интересов ТНК, прочие же сектора экономики и интересы общества будут проигнорированы. Образуются анклавы «цивилизации», связанные с ТНК, а остальному населению останется прозябать, без доступа к качественному образованию, высоким доходам, а значит, и достойному уровню жизни. Такое развитие приводит к сценарию, обозначенному экспертами МГИМО, как «Российская мозаика».
Другой вариант: если ТНК станут на путь, близкий к советскому поствузовскому распределению, рассмотренному выше. В этом случае высок риск сохранить индустриальную парадигму и прийти к сценарию «Крепость Россия». Наибольшая же вероятность реализации этого сценария при сочетании данного сценария в паре с индустриальным сценарием. Эта возможность достаточно велика: индустриальный тип модернизации естественно поддерживается не только госчиновниками, но и менеджерами госкорпораций. Этот вариант предполагает, что корпорации развиваются как государственные, воспроизводя индустриальную схему управления. И вероятность преодоления фазового барьера становится минимальной. Это наименее благоприятный, с нашей точки зрения, сценарий развития будущего России. Даже вариант «Российской мозаики» даёт больше шансов на преодоление фазового барьера.
Понятно, что социальной базой сценария инновационного развития с опорой на ТНК является менеджмент самих крупных корпораций. При варианте, близкому к «Крепости России», он выступает как союзник чиновничества, в варианте «Российской мозаики» действует самостоятельно, игнорируя или даже противопоставляя себя государственной бюрократии.
Модернизация, построенная на интеграции с Европой
Путь модернизации общества по некому образцу – типичный путь развития русского этноса, начиная от эпохи Киевской Руси, когда модернизация происходила по греческому (византийскому) образцу, и кончая большевистской модернизацией, заимствовавшей у Запада организацию конвейерного производства и идеологию марксизма. Но наибольшей известностью как проект модернизации по западному образцу славится эпоха Петра I. С тех пор «западники» - устойчивая группа в политическом спектре российских элит. Поскольку нынче Запад (Европа менее, а США более) также подошли к фазовому барьеру и делают попытку его преодоления, то заимствования успешных достижений, в том числе и в области инновационной политики, вполне может являться самостоятельной стратегией инновационного развития страны. Курс на интеграцию с Европой, предложения обмена активами ведущих корпораций несколько раз подчёркивались высшим руководством страны.
Однако проблема в том, что Европа не желает принимать наши элиты в качестве равных. Сказывается разность в менталитете, страх перед «русской неуправляемостью», собственная корысть и тщеславие местных элит. Это сейчас главное препятствие для осуществления соответствующей стратегии развития. Тем не менее, часть европейских элит (например, итальянцы и немцы) не занимает столь категорическую позицию, и потому реализация сценария в принципе возможна. В этом случае процессы глобализации и интеграции будут нарастать, экономики, структура проживания населения, культурные традиции - переплетаться.
Основными компонентами развития этого сценария сейчас являются:
Последняя стратагема предполагает крупное финансирование, создание лабораторных производственно-технических комплексов, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов при этих вузах-лидерах. Курс на создание таких вузов, способных «откусить» достойную часть мирового рынка образования, уже вполне обозначился в действиях правительства РФ.
Плюсы развития данного сценария:
Минус данного сценария:
Преодоление фазового барьера наиболее вероятно при реализации данного сценария инновационного развития в паре с постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае социальные слои, связанные с новой инновационной экономикой, станут доминантами на российско-европейском пространстве. В этом случае Россия подойдёт к сценарию, обозначенному экспертами МГИМО, как «Новая Мечта». Это - наиболее оптимистичный сценарий с точки зрения преодоления фазового барьера.
Однако сейчас наиболее острая борьба среди европейских элит идет по линиям: представители национальных экономик и бюрократии против общеевропейских; а также ТНК против евробюрократии.
Если в этой борьбе побеждают ТНК, а в России реализуется сценарий евроинтеграции, то это приводит к «Российской мозаике», так как часть населения оказывается интегрированной в Европу с ее уровнем жизни, а часть - брошенной. Шансы для преодоления фазового барьера, как мы указывали выше, сокращаются.
Если же в этой борьбе побеждает евробюрократия, которая под воздействием неких обстоятельств соглашается на слияние с российскими элитами, то наиболее вероятно развёртывание параллельных сценариев инновационного развития, связанных с модернизацией по Европейскому образцу и индустриальной моделью инновационного развития, контролируемой бюрократией. Здесь также невелики шансы для преодоления фазового барьера.
Предпочтительные сценарии для инновационного развития
В итоге расклад наиболее благоприятных сценариев развития выглядит следующим образом:
Наиболее желательный: постиндустриальный инновационный сценарий в сочетании со сценарием, базирующимся на интеграции с Европой. Пока он блокируется со стороны европейской элиты. В предельном случае он превращается в сценарий, обозначенный у экспертов МГИМО, как «Новая мечта».
Менее желательный, но также способный привести к переходу через фазовый барьер: постиндустриальный инновационный сценарий в сочетании с индустриальным. В предельном случае этот вариант ведёт к «Кремлёвскому гамбиту».
Маложелательный и менее вероятный: развитие постиндустриального инновационного сценария в паре со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае предполагается, что Европа отгородилась, государство потеряло влияние и частично децентрализовалось, доминирование приобрели ТНК, но ко времени развала успели сложиться инфраструктуры, поддерживающие инновационные предприятия малого и среднего бизнеса, которые и разделили национальный рынок с ТНК. Переход через фазовый барьер возможен, но затруднён.
Возможный, но нежелательный случай: сценарий инновационного развития, построенный на интеграции с Европой вкупе со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае прохождение фазового барьера возможно, но маловероятно. Данный вариант в предельном воплощении соответствует сценарию «Российская мозаика».
Наиболее неблагоприятные сценарии развития, при которых переход через фазовый барьер почти невозможен, зато вероятно наступление эпохи индустриальной реакции:
Возможно также рассмотрение вариантов, интегрирующих не по две возможные стратегии инновационного развития, а по три. Вероятность их появления меньше, но возможна.