Все записи сообщества

  • Знакомьтесь — социальный тренажёр. Наши предложения.

     

    Прежде чем космонавта отправить в космос, лётчика посадить за штурвал самолета, а автомобилиста - за руль, их тренируют на специальных тренажёрах. Это повышает уровень обучаемых, снижает риски на практике. Но ведь возможно использовать этот подход для тренировки будущих инженеров, менеджеров, дипломатов - нужно только создать условия деятельности, близкие к реальным и организовать функционирование такой среды.

    Три года назад мы, Образовательное бюро «Солинг», разработали комплекс, сочетающий ролевую игру с её динамичностью и образовательную практику с её дидактичностью и определённостью требований. Добавили инструменты для фиксирования проявленных компетенций и выстраивания индивидуальной образовательной траектории — вот примерно так и получился образовательный комплекс, получивший название «социальный тренажёр».

     

    читать далее

  •  
  • В исследовании «Альтернативные сценарии российского будущего», проведенном  экспертами МГИМО, были предложены четыре сценария будущего России в мире к 2020 году.

    В основе каждого из них – своя интрига и свое «предельное» сочетание «драйверов», отражающее возможные ключевые бифуркации в российском и международном развитии. («Полис», №4(106) 2008, А.Ю Мельвиль, И.Н.Тимофеев «Россия 2020: Альтернативные сценарии и Общественные предпочтения»)

    Эти сценарии будущего России мы поместили в углах прямоугольника. В средних частях сторон прямоугольника располагаются конкурирующие на данный момент сценарии инновационного развития России, выделенные экспертами НП «Образовательное бюро «СОЛИНГ» в результате анализа проявлений инновационной и образовательной политики со стороны различных акторов.

    Сценарии МГИМО рассматриваются как «предельные», то есть маловероятные в  чистом виде, но задающие «предельные отклонения», а, следовательно, «коридоры возможностей», в рамках которых и будут располагаться реальные сценарии развёртывания будущего.

    Модели инновационного развития России со сценариями «предельных отклонений» соотносятся двояко. С одной стороны, каждый вариант развития страны предполагает определенный «коридор возможностей», в рамках которой он реализуется, а значит, задает определенную модель модернизации экономики и соответствующую ей модель образовательной системы. С другой стороны, выбранные пути модернизации явно влияют на политическое лицо страны, подталкивая к разворачиванию того или иного «предельного сценария».

    Кремлёвский гамбит (ограничение политической и экономической конкуренции в стране ради стратегической цели модернизации России)

    Постиндустриальное инновационное развитие, опирающееся на малый и средний высокотехнологичные сектора

    Новая  Мечта

    Новое поколение управленцев сделает все хорошо, по европейским стандартам

    Индустриальное инновационное развитие, централизация

     Мы не ограничивали игроков в выборе вариантов развития. Студенты, разумеется, хотели лучшего.
    У них были равные  возможности,  информация о том, какие действия будут успешнее и  какие перспективы есть.

    Модернизация, построенная на интеграции с Европой

    Крепость-Россия

    (Страна должна сплотиться против внешних угроз, даже если это ограничивает права и свободы.)

    Инновационное развитие, опирающееся на ТНК

    Российская  Мозаика

    (Возврат 90х, регионы разрознены, живут, как могут/хотят)

    Поэтому на сценариях инновационного развития России остановимся подробнее.

          Сценарий индустриального инновационного развития

    Инновационное развитие осуществлялось и в рамках индустриального общества, его модели и технологии хорошо знакомы, более того, большинство акторов, ведущих свое происхождение из индустриальной эпохи, имеют своего рода «социальные рефлексы», действующие в  силу привычки и традиции.

    Основными компонентами этого развития сейчас являются:

    • директивное управление;
    • модернизация оборудования (смена машинного парка, инвестиции в основные фонды);
    • управляемость кадровыми потоками, построенная на технологии «распределения» студентов после окончания ВУЗов.

    На практике это выглядит так: на производство (обычно государственное, но подобное может происходить в любой корпорации с индустриальным типом управления) приходит новое оборудование. Директор должен обеспечить включение нового оборудования в производственную цепочку. При этом он часто в ужасе, так как согласования были проведены лишь поверхностно, и он не всегда понимает,  как наладить использование новой техники. Примером подобной модернизации может служить массовая компьютеризация производства и НИИ во второй половине 1980-х годов ещё в рамках СССР. Персонал часто не знал, что с этими компьютерами делать, играл на них в игрушки, и производительность труда даже упала, а не поднялась. Тем не менее, опыт нельзя считать отрицательным, так как в итоге благодаря массовому доступу работников к новым средствам труда были освоены новые технологии, а также оформилась достаточно сильная российская школа программистов. Кратковременные падения производительности труда на отдельных предприятиях - неизбежные издержки, происходящие в период модернизации и обучения персонала.

    Таким образом, директивное обновление парка оборудования - вполне возможная технология инновационного развития. Ее активно поддерживают как крупные оптовые поставщики оборудования, которые получают импульс в развитии своего бизнеса, так и различные фирмы-посредники (и связанные с ними чиновники), через которые осуществляется закупка и поставка техники, так как это прекрасное средство «отмывки» денег.     

    Серьёзной проблемой для реализации этого сценария модернизации является кадровый вопрос. Модернизация предполагает появление качественно новой продукции и услуг, что, как правило, связано с деятельностью молодых пассионарных специалистов, готовых изобретать и развивать новые технологии. Но как привлечь этих специалистов на предприятия в условиях резкого увеличения издержек, связанных с неразберихой модернизации, а значит, ограничениями фонда заработной платы?

    В ближайшие годы проблема дефицитности рынка квалифицированного труда обострится в связи с накопленными противоречиями, зародившимися в «лихие 90-е»: «демографической ямой», разрушением старой системы образования, оттоком специалистов за рубеж, разрушением социальных инфраструктур, изменений предпочтений в выборе профессий и т.д.

    В качестве средства решения данной проблемы рассматривается возрождение советской системы распределения: пусть молодой специалист-выпускник  попадёт на предприятие, поработает там 2-3 года (вот с этим новым оборудованием), а там мы его «зацепим» на интерес, престиж, социальные льготы – глядишь, он и не уйдет. Кроме того, предполагается создания отраслевых вузов в качестве филиалов профильных головных, например - ядерного на основе МИФИ.

    Государство в данном сценарии является основным действующим лицом, осуществляющим программу модернизации промышленного парка, поддержку и финансирование отраслевых вузов, а также обеспечение, через контрольные и силовые органы, системы распределения.

    Достоинства сценария индустриального инновационного развития:

    • возможность быстрой реализации при достаточных финансовых потоках;
    • понятность схемы для большинства руководителей индустриальных секторов экономики или происходящих из этих секторов;
    • сохранение крупных лабораторий, направлений фундаментальных исследований, так как сохранение этого потенциала возможно лишь при крупных инвестициях, которые может осуществлять лишь крупный актор, к коим государство, естественно, относится.

    Недостатки сценария индустриального инновационного развития:

    • нерациональное расходование ресурсов. По некоторым оценкам экспертов, лишь 10% парка модернизации идёт на дело, остальное растрачивается (откаты, многоступенчатые схемы поставок и т.п.). Но, как отмечают сторонники данного сценария, даже этих процентов может оказаться достаточно для нового инновационного рывка.
    • логика использования индустриальных управленческих решений: этот путь консервирует страну в рамках индустриальной модели развития, а следовательно, не оставляет шансов совершить переход через постиндустриальный фазовый барьер, в который упёрлось наше общество. Директивное управление было свойственно командно-административной системе, кризис которой и привел к коллапсу СССР – одной из моделей индустриальной эпохи. После НТР возросла сложность экономических систем и производственных процессов,  возникла необходимость замены старой системы управления на иную модель, подразумевающую на порядок большее количество самостоятельных управляющих центров. Залог дальнейшего развития – распространение новых моделей взаимодействия этих центров между собой,  а никак не сохранение директивной модели управления. Остаться же в индустриальной парадигме – серьёзный риск при реализации данного сценария.

    Сценарий индустриального инновационного развития помещается нами в коридоре возможностей между «Крепостью Россия» и «Кремлёвским Гамбитом». Если произойдёт «консервация индустриальной парадигмы», увеличится вероятность осуществления «Крепости России». Ещё сильнее она увеличится, если данный тип модернизации будет сочетаться со сценарием инновационного развития, опирающимся на крупные ТНК, о чём скажем чуть далее. Наоборот, вероятность «Кремлёвского Гамбита» возрастёт, если данный сценарий реализуется в сочетании с постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае модернизация промышленной базы и достижения фундаментальной науки становятся базисом для развития малого и среднего бизнеса, выделившегося в результате развития аутсорсных схем и делегирования полномочий. Крупные корпорации сохраняются в качестве операторских центров, распределяющих заказы для «облака» малых и средних компаний. В случае реализации сценария, близкого к «Кремлёвскому Гамбиту», переход общества через постиндустриальный фазовый барьер достаточно вероятен.

          Сценарий постиндустриального инновационного развития

    Во всех странах, наиболее близко подошедших к фазовому барьеру, наблюдается резкое увеличение роли малого и среднего бизнеса в показателе ВВП, вплоть до достижения им статуса ведущего в рамках «постиндустриального сектора» экономики. При этом в массовом сознании существует миф, что малый бизнес – это что-то типа парикмахерских и торговых ларьков. Этот миф приводит к иллюзии, что именно подобные «парикмахерские» и обеспечивают в развитых странах большую долю ВВП. На самом же деле, его образуют высокотехнологичные компании, выведенные из ТНК в качестве подрядчиков на аутсорсинг. Такая система разделения полномочий оказывается более конкурентоспособной в современном динамичном обществе, так как позволяет быстрее реагировать на изменения. Кроме того, это увеличивает капитализацию ТНК, так как меньшее количество работников, оставшихся в постоянном штате при сохранении оборота компании рассматривается в качестве индикатора роста производительности труда. Малые предприятия - основа ВВП развитых стран – это не «парикмахерские». Как правило это разные лаборатории-заводики, выполняющие разработку, а иногда и производство «компонентов» для какого-нибудь «Boeing» на субподряде. Часто эти компании объединены в единый холдинг – организационную форму, появившуюся  в развитых странах благодаря распространению принципа «делегирования полномочий».

    Основными компонентами, задающими соответствующий сценарий инновационного развития, являются:

    • упор на создание развитой инфраструктуры, облегчающей адекватность самостоятельного планирования – создание институций согласования и проектирования деятельности на основе банка «образа будущего», а также создание инфраструктуры, облегчающей выход предприятий на международный рынок и развитие информационной среды;
    • модернизация парка предприятий в результате распространения лизинговых схем;
    • возможность набора трудовой высококвалифицированной силы посредством специально созданной инфраструктуры, охватывающей основные ВУЗы и другие образовательные центры.

    Стратагемы, вытекающие из необходимости роста высокотехнологичных предприятий малого и среднего бизнеса, строятся на необходимости компенсировать основной недостаток этого сектора – отсутствие достаточных денежных средств на создание необходимых инфраструктур собственными силами.

    Например, ни одно малое и среднее предприятие, в отличие от ТНК и государства, не способно самостоятельно содержать вуз, и последние будут всегда иметь преимущество в отборе квалифицированных кадров (тем более при системе распределения или заключения трудовых контрактов ещё в стенах вуза). Именно поэтому важно уравнять шансы этого сектора с контрагентами крупного бизнеса, в том числе государственного. Иначе сектору угрожает «обескровливание», а значит деградация и смерть. Новая образовательная инфраструктура, решающая эту задачу, строится, как правило, на новых образовательных парадигмах. Это возможность непрерывного образования, дистантное образование, сеть тренингов и тренажёров (в том числе социальных и экономических), олимпиады и конкурсы. Новая парадигма должна затронуть изменение стандартов измерения уровня образование – фиксация компетенций, а не только ЗУНов (подробнее о компетенциях и ЗУНах). Договориться между собой огромному количеству предприятий сектора малого и среднего бизнеса намного сложнее, чем нескольким ТНК, имеющим общее руководство.  А значит,  создание такой инфраструктуры будет делом очень долгим без активного вмешательства государства.

    Также высока роль государства и в продвижении лизинговых схем. Нужна оптимизация законодательства, оценка параметров необходимого оборудования, построенная на массовом изучении спроса со стороны малых и средних предприятий, массовая закупка оборудования, создание лизинговых контор, готовых взять на себя соответствующий сервис и т.д.

    Важную роль играет государство и в создании информационной инфраструктуры: оптико-волоконных сетей, сотовой и спутниковой связи, цифрового телевидения, развитии средств дистантной коммуникации, поддержки социальных сетей и программ, нацеленных на согласование интересов различных акторов, а также выработки необходимых навыков для выполнения процедур этого согласования на постоянной основе. Поддержка развития этих секторов в рамках национальных интересов  требует грамотного государственного стимулирования и управления. Стихийность развития способна привести к формированию основных опорных компонентов данной инфраструктуры за рубежом, с соответствующими последствиями в распределении, как сегментов рынка постиндустриальной экономики, так и центров политического влияния.

    Итак, мы видим, что государству в данном сценарии отводится большая роль, при этом эта роль предполагает, что у государства, или по крайней мере у достаточного количества  чиновников, принимающих решения, есть воля, преодолевающая индустриальные стереотипы. То есть – государство должно специально поставить перед собой цель создания альтернативной  инфраструктуры. Естественно, такие шаги будут сталкиваться с сопротивлением консервативных кругов, но история знает примеры, когда государство преодолевало подобное сопротивление внутри собственных структур и являлось двигателем общественной модернизации: Петровская Эпоха в России, революция Мейдзи в Японии и т.д.

    Основным достоинством данного сценария инновационного развития является, то, что он увеличивает вероятность прохождения фазового барьера, а, следовательно, вероятность качественного инновационного рывка национальной экономики.

    Основной недостаток – относительная сложность в реализации, так как создание соответствующих инфраструктур, изменение законодательства, выработка новых стандартов и систем оценки, изучение спроса для программы массового лизинга и т.д. – программы весьма сложные и трудоёмкие в масштабах страны. Они могут затянуться во времени, завязнуть в согласованиях, и страна опоздает к разделу основных постиндустриальных ниш в рамках мирового разделения труда.

    В своей реализации данный сценарий инновационного развития опирается с одной стороны на государство как активного актора, имеющего соответствующую политическую волю к преодолению фазового барьера, с другой – на процессы глобализации. Поэтому данный сценарий инновационного развития располагается в коридоре возможностей между «Кремлёвским гамбитом» и «Новой мечтой». Социальной опорой является менеджмент малого и среднего бизнеса. 

          Сценарий инновационного развития с опорой на ТНК

    Рост ТНК и глобализация бизнеса являются устойчивыми трендами развития в последние годы. Некоторые футурологи даже прогнозируют эпоху ослабления национальных государств и приход им на смену владычества «корпоративных монстров». В любом случае, ТНК являются сегодня важным игроком, осуществляющим свои стратагемы, в том числе и в области инновационного развития.

    Основными компонентами, задающими сценарий инновационного развития с опорой на ТНК, являются:

    • распространение корпоративного стиля управления, основанного на бизнес-логике и отстаивания корпоративных интересов в противовес общенациональным;
    • превращение ТНК в основной генератор инноваций, как посредством скупки ими инновационных решений за рубежом, так и содержании собственных корпоративных лабораторий, в том числе и в области фундаментальной науки, обновление промышленного парка за счет фондов корпораций;
    • опора на создание собственных корпоративных вузов, нацеленных на погашение спроса в трудовой силе каждой отдельной корпорации.

    Достоинства данной стратегии:

    • сохраняется концентрация финансовых средств, что позволяет обеспечить нужный уровень развития науки и техники, пусть лишь внутри корпоративного сектора; при этом нет опасности повторить путь СССР: в сети корпораций центров управления экономикой много больше;
    • приближение науки к бизнесу, к производству в противовес «чистой науки», которая не склонна превращать свои достижения в конкретные технологические решения.  

    Недостатки данного сценария инновационного развития:

    • Основной недостаток данной стратегии в том, что корпорации по своей внутренней сути ориентированны на собственные интересы, и, занимая ключевые роли в обществе, могут сильно «оттянуть одеяло» на себя.

    Создание собственных корпоративных вузов, к примеру, вызывает массу вопросов у скептиков. Дело в том, что ТНК часто без энтузиазма относятся к идее прикрепления к ним старых вузов, оставшихся от советской эпохи, как это предлагается в рамках индустриального сценария инновационного развития. Они полагают, что легче отстроить вуз заново, чем переделать созданный в другой парадигме и отягощённый традициями и устаревшими схемами обучения, подобно тому, как порой легче и дешевле построить завод с нуля и в чистом поле, чем модернизировать старый. Таким образом, новая образовательная система замкнётся на обслуживании интересов ТНК, прочие же сектора экономики и интересы общества будут проигнорированы. Образуются анклавы «цивилизации», связанные с ТНК, а остальному населению останется прозябать, без доступа к качественному образованию, высоким доходам, а значит, и достойному уровню жизни. Такое развитие приводит к сценарию, обозначенному экспертами МГИМО, как «Российская мозаика».

    Другой вариант: если ТНК станут на путь, близкий к советскому поствузовскому распределению, рассмотренному выше. В этом случае высок риск сохранить индустриальную парадигму и прийти к сценарию «Крепость Россия». Наибольшая же вероятность реализации этого сценария при сочетании данного сценария в паре с индустриальным сценарием. Эта возможность достаточно велика: индустриальный тип модернизации естественно поддерживается не только госчиновниками, но и менеджерами госкорпораций. Этот вариант предполагает, что  корпорации развиваются как государственные, воспроизводя индустриальную схему управления. И вероятность преодоления фазового барьера становится минимальной. Это наименее благоприятный, с нашей точки зрения, сценарий развития будущего России. Даже вариант «Российской мозаики» даёт больше шансов на преодоление фазового барьера.

    Понятно, что социальной базой сценария инновационного развития с опорой на ТНК является менеджмент самих крупных корпораций. При варианте, близкому к «Крепости России», он выступает как союзник чиновничества, в варианте «Российской мозаики» действует самостоятельно, игнорируя или даже противопоставляя себя государственной бюрократии.

          Модернизация, построенная на интеграции с Европой

    Путь модернизации общества по некому образцу – типичный путь развития русского этноса, начиная от эпохи Киевской Руси, когда модернизация происходила по греческому (византийскому) образцу, и кончая большевистской модернизацией, заимствовавшей у Запада организацию конвейерного производства и идеологию марксизма. Но наибольшей известностью как проект модернизации по западному образцу славится эпоха Петра I. С тех пор «западники» - устойчивая группа в политическом спектре российских элит. Поскольку нынче Запад (Европа менее, а США более) также подошли к фазовому барьеру и делают попытку его преодоления, то заимствования успешных достижений, в том числе и в области инновационной политики, вполне может являться самостоятельной стратегией инновационного развития страны. Курс на интеграцию с Европой, предложения обмена активами ведущих корпораций несколько раз подчёркивались высшим руководством страны.

    Однако проблема в том, что Европа не желает принимать наши элиты в качестве равных. Сказывается разность в менталитете, страх перед «русской неуправляемостью», собственная корысть и тщеславие местных элит. Это сейчас главное препятствие для осуществления соответствующей стратегии развития. Тем не менее, часть европейских элит (например, итальянцы и немцы) не занимает столь категорическую позицию, и потому реализация сценария в принципе возможна. В этом случае процессы глобализации и интеграции будут нарастать, экономики, структура проживания населения, культурные традиции - переплетаться.

    Основными компонентами развития этого сценария сейчас являются:

    • слияние российской и европейской элиты в одну страту, создание общих моделей управления на межнациональной основе в различных секторах хозяйства;
    • модернизация и заимствование инновационных решений на Западе, разделение рынков, смена промышленного парка на основе широкого потока инвестиционных предложений со стороны западных компаний, и симметричное проникновение российского бизнеса, в том числе выросшего на  использовании инновационных решений, в Западную Европу;
    • разделение рынка образовательных услуг как европейского, так и мирового и появление в России нескольких ВУЗов, признанных лидеров мирового образования, где и будет обучаться российская элита, интегрированная с западной.

    Последняя стратагема предполагает крупное финансирование, создание лабораторных производственно-технических комплексов, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов при этих вузах-лидерах. Курс на создание таких вузов, способных «откусить» достойную часть мирового рынка образования, уже вполне обозначился в действиях правительства РФ.

    Плюсы развития данного сценария:

    • высокая степень интеграции российской экономики в мировую, что при нарастании тенденций глобализма видится, как важная возможность стать значимой величиной в будущем.
    • понятность данного сценария, который не раз уже был апробирован в ходе российской истории.

    Минус данного сценария:

    • отказ от собственной парадигмы развития и копирование европейских форм организации общества, в то время как Запад не доказал ещё, что способен преодолеть фазовый барьер. Таким образом, если Европа не найдёт нужную социальную организацию, соответствующую уровню развития современной науки и техники, то она и сама не сможет преодолеть барьер и с неизбежностью подвергнется деградации (как технической, так и социальной), и потянет за собой Россию.

    Преодоление фазового барьера наиболее вероятно при реализации данного сценария инновационного развития в паре с постиндустриальным инновационным сценарием. В этом случае социальные слои, связанные с новой инновационной экономикой, станут доминантами на российско-европейском пространстве. В этом случае Россия подойдёт к сценарию, обозначенному экспертами МГИМО, как «Новая Мечта». Это - наиболее оптимистичный сценарий с точки зрения преодоления фазового барьера.

    Однако сейчас наиболее острая борьба среди европейских элит идет по линиям: представители национальных экономик и бюрократии против общеевропейских; а также ТНК против евробюрократии.

    Если в этой борьбе побеждают ТНК, а в России реализуется сценарий евроинтеграции, то это приводит к «Российской мозаике», так как часть населения оказывается интегрированной в Европу с ее уровнем жизни, а часть - брошенной. Шансы для преодоления фазового барьера, как мы указывали выше, сокращаются.   

    Если же в этой борьбе побеждает евробюрократия, которая под воздействием неких обстоятельств соглашается на слияние с российскими элитами, то наиболее вероятно развёртывание параллельных сценариев инновационного развития, связанных с модернизацией по Европейскому образцу и индустриальной моделью инновационного развития, контролируемой бюрократией. Здесь также невелики шансы для преодоления фазового барьера.

          Предпочтительные сценарии для инновационного развития

    В итоге расклад наиболее благоприятных сценариев развития выглядит следующим образом:

    Наиболее желательный: постиндустриальный инновационный сценарий в сочетании со  сценарием, базирующимся на интеграции с Европой. Пока он блокируется со стороны европейской элиты. В предельном случае он превращается в сценарий, обозначенный у экспертов МГИМО, как «Новая мечта».

    Менее желательный, но также способный привести к переходу через фазовый барьер: постиндустриальный инновационный сценарий в сочетании с индустриальным. В предельном случае этот вариант ведёт к «Кремлёвскому гамбиту».

    Маложелательный и менее вероятный: развитие постиндустриального инновационного сценария в паре со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае предполагается, что Европа отгородилась, государство потеряло влияние и частично децентрализовалось, доминирование приобрели ТНК, но ко времени развала успели сложиться инфраструктуры, поддерживающие инновационные предприятия малого и среднего бизнеса, которые и разделили национальный рынок с ТНК. Переход через фазовый барьер возможен, но затруднён. 

    Возможный, но нежелательный случай: сценарий инновационного развития, построенный на интеграции с Европой вкупе со сценарием, опирающимся на ТНК. В этом случае прохождение фазового барьера возможно, но маловероятно. Данный вариант в предельном воплощении соответствует сценарию «Российская мозаика».

    Наиболее неблагоприятные сценарии развития, при которых переход через фазовый барьер почти невозможен, зато вероятно наступление эпохи индустриальной реакции:

    • индустриальный сценарий инновационного развития в паре со сценарием инновационного развития, опирающейся на ТНК. В предельном случае - «Крепость Россия»;
    • индустриальный сценарий инновационного развития в паре со сценарием, опирающимся на модернизацию по Западному образцу, то есть интеграция в западное общество победившей евробюрократии.

    Возможно также рассмотрение вариантов, интегрирующих не по две возможные стратегии инновационного развития, а по три. Вероятность их появления меньше, но возможна.

  •  
  • Моделирование производства

    Моделирование промышленности охватывает временной промежуток с 2009г. по 2030г.

    Производственная единица (завод, фирма) имеет две составляющие: реальную и виртуальную.

    Реальную составляющую обеспечивают игроки (роли директоров, главных инженеров, технологов, маркетологов и т. п). Виртуальная часть моделируется с помощью компьютерной программы, карточек, чертежей, высокотехнологичных конструкторов. 

    Ограничения модели

    До начала игры мы определили спектр и вид производств, которые собирались отыгрывать (см. Приложение 1_1).

    С помощью экспертов выстроили производственные цепочки между заводами, определили поставщиков, рынки сбыта, варианты упрощения.

    Например, если в игре моделируется сборочный авиационный завод, то ему поставляют металлопрокат, двигатели, вооружение и электронное оборудование. Количество поставщиков для многономенклатурного производства ограничено 4-5 заводами или фирмами — этого достаточно для различных проблем с поставкой необходимого сырья и деталей.

    На начало игры предприятие имело определенные стартовые условия: цепочку поставщиков, оборудование, квалификацию рабочих, объем выпускаемой продукции. Эти данные внесены в экономический онлайн-модуль для игры «Ермак».

    Виртуальная составляющая

    Рабочие на заводе разделены на четыре категории. Первая категория – рабочие низкой квалификации, четвертая категория – высококвалифицированные рабочие. В зависимости от структуры производства требуется разное количество рабочих разных категорий. Например, завод с жестким конвейером требует 50% рабочих первой категории, 30% рабочих второй категории, 10% рабочих 3-4 категории, 10% инженеров и технологов.

    Заводы на начало игры имеют нужное количество рабочих для функционирования производства. Если меняется оборудование завода или вид продукции, то меняется и количество рабочих по категориям.

    Руководство завода либо может нанимать рабочих со стороны, либо переучивать своих работников на курсах повышения квалификации.

    Если ситуация игры требует замены или модернизации оборудования (установить гибкую автоматическую линию, модульную линию, 3D–станки, спецоборудование), то оно покупается у сторонних производителей за игровые деньги и доставляется на завод.

     

    Все данные по новым видам продукции (сырье, детали, рабочие, оборудование, объем продукции) фиксируются в системе «Ермак».

    Реальная составляющая

    За завод или фирму играет 3-5  человек.

    Минимально необходимые роли:

    Директор завода (если предприятие частное, то и владелец) – осуществляет общее руководство предприятием, подписывает договоры с поставщиками, решает проблемы, связанные с производственным процессом.

    Главный инженер – обеспечивает нормальное функционирование производства, смену оборудования, решает технологические проблемы.

    Начальник отдела кадров – решает кадровые проблемы (найм или увольнение рабочих), отвечает за повышение квалификации рабочих.

    В зависимости от типа производства могут быть введены дополнительные роли.

     


    Процедуры для ведения инновационной деятельности

    Процедуры ведения инновационной деятельности в Метаигре были разделены на три крупные группы.

    • Разработка инновационной технологии, создание опытного образца (НИОКР).
    • Переход инновационной технологии на этап опытного производства.
    • Переход инновационной технологии на этап серийного производства.

     

    Этап разработки инновационной технологии, создание опытного образца (НИОКР)

    Включал в себя следующие процедуры:

    1. Поиск средств на проведение разработок. Данная процедура была реализована через проведения венчурных ярмарок и конкурсов в играх «Первый виток», «Венчурная ярмарка», «Ярмарка-2», «Битва технологий».

    Помимо венчурных фондов средства на разработку можно было получить у других акторов игры, это предусматривала сетка ролей. В игре были заложены крупные компании (Газпром, Лукойл, Северсталь).

    1. Процедура разработки инновационной технологии. Была реализована в игровом городском модуле «Наука». Подробна процедура разработки технологии и создания опытного образца описана в разделе Наука.

    Данный этап процедур заканчивался выдачей игроку патента на разработанную им технологию.

     

    Переход инновационной технологии на этап опытного производства

    (примечание: подробно процедура описана в разделе моделирование инновационной деятельности)

    1. После получения патента игрок мог либо остаться на этапе разработки технологии и продолжать исследования по новым темам, либо перейти к процедуре внедрения своих разработок в опытное производство.

          Для этого ему надо было подать заявку мастеру по производству с подробным    

          описанием изделия на основе разработанной технологии и предъявить патент или  

          лицензию на данную технологию.

    1. Инноваторы создают в виртуальном пространстве метаигры страницу инновационного предприятия. Эта страница моделирует малое инновационное предприятие по созданию штучных опытных образцов продукции небольшим составом работников. Для этого создается сайт этого предприятия, где описывается процесс создания продукции (технологический процесс).
    2. Создается «магазин» - это виртуальный модуль, где игроки могут предлагать свои изделия на внутренний рынок метаигры. Магазин осуществляет продажу изделий за игровые валюты. Иинноваторы становятся бизнес субъектом.

     

    Данный этап процедур заканчивается созданием опытного или мелкосерийного производства.

     

    Переход инновационной технологии на этап серийного производства

    (примечание: подробно процедура описана в разделе «Моделирование инновационной деятельности»)

     

    Возможно несколько вариантов процедур:

    1. 1.      Модернизация уже существующее производства
    • Для осуществления этого варианта инноватору необходимо договорится с владельцем предприятия.
    • Просчитать бюджет.
    • Создать план модернизации или реконструкции завода.
    • Нанять  (обучить инженеров, специалистов) в игровых университетах.
    • Предоставить несколько прототипов изделия.
    • Найти рынки сбыта.

     

    1. 2.      Строительство нового завода
    • Договорится с губернатором области,  где будет построен завод.
    • Просчитать бюджет.
    • Создать план модернизации или реконструкции завода.
    • Получить (обучить инженеров, специалистов) в игровых университетах.
    • Предоставить несколько прототипов изделия.
    • Найти рынки сбыта.

     

    Данная процедура заканчивается созданием завода в программном  модуле «Ермак».

     

    Таблица для модернизации предприятий (внешние правила для модуля «Ермак»)

     

     

     

    Жесткий конвейер

    Модульная линия

    Сверх гибкое оборудование

    Стандартный станок

    Автоматическая линия

    Количество стандартной продукции (чипы)

    Большое

    Малое

    Отсутствует

    Среднее

    Большое

    Количество индивидуальной продукции

    - 1

    Большое 1 – 10 однотипной продукции.

    Только индивидуальная продукция (сколько угодно видов однотипной продукции)

    Любое 1-5

    однотипной продукции.

    Малое - 1-5

    однотипной продукции.

    Скорость изменений, быстрая смена видов продукции

    Низкая 2  цикла

    Быстрая пол цикла

    Очень высокая сразу

    Очень высокая сразу

    Среднее 1 цикл

    Дороговизна оборудования

    Дешевое

    Дорого

    Дорогое

    Дешевое

    Среднее

    Дороговизна перепрофилирования

    Дорогое

    Дешевое

    Дешевое

    Дешевое

    Среднее

    Уровень рабочих

    Низкий 1

    Высокий 3

    Высокий 4

    Очень высокий 4

    Средней 2

    Количество технологических цепочек

    Одна

    Несколько

    -

    Любое

    Одна

    Тип производства

    Индустриальный

    (1-2)

    3-4

    Пост индустриальный

    (4)

    Индивидуальный или индустриальный (1-4)

    (2-4)

    Объем,  размер производства.

    (при создании документа об изменении управления производства – меняется соотношение процентов (определяется мастером))

    Крупный

    Рабочие: 70% - (1-2)

    Инженеры – 30%

    Крупный

    Рабочие: 70% - 3, 20% - 4

    Инженеры: 10%

    Малый или крупный

    Рабочие: 90%

    Инженеры: 10%

    Малый или крупный

    Рабочие: 70% (1-4)

    Инженеров: 30%

    Крупный

    Рабочие: 70%

    Инженеры: 30%

    Капитализация

    Низкая

    Средняя - высокая

    Высокая

    Низкая

    Средняя

    Качество продукции

    80%

    80%

    100%

    70%

    80%

    Амортизация

    +

    +

    +

    +

    +

     

    Моделирование инновационной деятельности

     

    Моделирование инновационной деятельности включает в себя несколько этапов и моделей, находящихся в разных пластах Метаигры.

    По сути можно выделить три уровня инновационной деятельности:

    1. Разработка инновации.

    2. Создание мелкосерийного производства.

    3. Внедрение в большое производство (крупный бизнес).

    Разработка инновации

    Процесс изобретения моделируется в рамках городской игры (о самом изобретении подробно в разделе «Правила по инновациям»), и его итогом является то, что на руках у изобретателей оказывается патент — игровой документ, подтверждающий наличие изобретения.  Патент на игре равняется опытному образцу.

    Создание мелкосерийного производства

    Своя страничка

    После получения патента игроки-инноваторы могут либо остановиться на этом этапе, то есть продолжать изобретать, производя патенты, либо двигаться далее, воплощая патент в инновацию. В первом случае изобретатели превращаются в КБ, которое производит только патенты (опытные образцы). Во втором случае изобретатель превращается в инноватора. Наступает этап разработки — игроки описывают изделия, которые могут быть произведены на основе патента.

    Далее инноваторы создают в виртуальном пространстве Метаигры (платформа «Платоника») страничку, где моделируется малое инновационное предприятие по созданию штучной мелкосерийной продукции с небольшим составом работников  (кроме изобретателей, это директора, менеджеры, дизайнеры, переговорщики).

     

     

    Необходимые разделы и условия

     

    Научные проекты. В этом разделе участники инновационного предприятия описывают свои разработки, патенты. Мы моделируем реальность, а это значит, что игроки должны доказать (поместить ссылки на реальные веб-ресурсы), что разработки над подобными проектами существуют или запланированы на ближайшее будущее. Иначе мастера посчитают изобретение фантастическим, и не допустят подобной инновации (см. Приложение 3).

     

    Деятельность. В этом разделе описывается технологический процесс производства, а также процесс внедрения инновационной разработки в мелкосерийное производство:

    • Принципы построения парка высокотехнологичного оборудования.
    • Набор требований к квалификации персонала и составляющие системы мотивации.
    • Необходимое сырье и комплектующие.
    • Описание инфраструктуры и способов доставки и отгрузки.
    • Патент или лицензия.

    В этом же разделе публикуется информация о новых изделиях и деятельности предприятия.

     

     

     

    Партнерство. Отчеты о сотрудничестве с подобными предприятиями, государством или бизнес-структурами.  

    Сотрудники – персонал. Публикуются изменения в кадровом составе: увольнения и приемы на работу. Данный раздел нужен в основном для внешних пользователей, чтобы они понимали, с кем и каким образом можно налаживать контакты.

    Обратная связь. Публикуются отзывы о работе предприятия. Раздел доступен для клиентов.

    Контакты. С кем из игроков инновационного предприятия можно связаться и каким образом.

     

     

    Все страницы инновационных предприятий представлены в «Платонике» в разделе «Офисы», причем таким образом, что логотипы самых известных предприятий помещаются на первой странице. Так моделируется брендинг малого инновационного предприятия.

     

     

     

    Магазин

    На следующем этапе создается «магазин», где игроки могут предлагать свои изделия на внутренний рынок Метаигры. Магазин осуществляет продажу изделий за игровые валюты. Инноваторы превращаются в бизнес-субъект: кроме производства необходимо выдерживать конкуренцию, обеспечивать рекламу и спрос, приучать потребителя к новым товарам. И, разумеется, инноваторам необходимы деньги для обеспечения мелкосерийного производства.

    Магазин – это виртуальный модуль, интегрируемый с коммуникационной платформой «Платоника». Подробно принципы работы этого модуля описаны в разделе «Разработка программного обеспечения (онлайн-модулей) для Метаигры».

    На игре появилось большое количество изделий и магазинов (см. Приложение №№2.2_1, 2.3_1).

     

    Внедрение инновации в массовое производство

    Внедрение возможно в нескольких вариантах:

    1. Игроки модернизируют уже существующие производства. Для осуществления этого варианта им необходимо:

    • Договориться с директором предприятия.
    • Просчитать бюджет.
    • Создать план модернизации или реконструкции завода.
    • Получить (обучить инженеров, специалистов) в игровых университетах.
    • Предоставить несколько опытных образцов изделия.
    • Найти рынки сбыта.

     

    2. Возможно создание завода с нуля. Для этого необходимо:

    • Договориться с губернатором области (страны),  где будет построен завод.
    • Просчитать бюджет.
    • Создать план строительства завода.
    • Получить (обучить) инженеров, специалистов в игровых университетах.
    • Предоставить несколько опытных образцов изделия.
    • Найти рынки сбыта.

     

    3. Возможен вариант, когда инноваторы вообще не занимаются производством, а  продают лицензии директорам крупных заводов.

     

    На игре присутствовали все 3 варианта.

    Далее игроки знакомятся с правилами внедрения инновации в массовое производство.

    Правила построения крупного завода из малого (магазина):

    1. Оформляется и публикуется в соответствующем разделе проект внедрения.

    • Описание выпускаемой продукции.
    • Список используемых мощностей.
    • Принципы построения парка высокотехнологичного оборудования.
    • Набор требований к квалификации персонала и составляющие системы мотивации.
    • Необходимое сырье и комплектующие.
    • Описание инфраструктуры и способов доставки и отгрузки.
    • Патент или лицензия.

    2. В соответствии с проектом закупаются необходимые составляющие производства.

    Существует пять необходимых компонентов для  внедрения инновации:

    • «Люди» –  то, что необходимо для сотрудников  (можно купить любые вещи).
    • «Мощности» – предметы, влияющие на мощность завода и объем выпуска продукции в изделиях или чипах.
    • «Оборудование» – то, что необходимо для производства. Это тоже влияет на объем выпуска продукции в изделиях или чипах.
    • «Сырье» для выпуска продукции.
    • «Транспорт» для нужд внутри предприятия.

     

    Данное разделение на составляющие производства – условные игровые понятия, необходимые скорее для игротехнических функций, нежели моделирующие реальные компоненты производства. Мастерской группе было важно, чтобы участники поняли, что производство состоит из разных сложных и многоструктурных компонентов. Кроме того, нам необходимо было обеспечить внутренний рынок метаигры. Участники производили различные изделия на своих опытных производствах. Для создания крупносерийного производства они должны были закупать друг у друга множество изделий и прототипов. Для этого все товары, изделия и сырьевые компоненты, производимые участниками на своих мелкосерийных, малых предприятиях были проструктурированы так, чтобы их закупка была логична для создания инфраструктуры крупносерийного производства.

    Необходимо закупить минимум по 3 изделия каждого вида (итого – 15 товаров).

    Пример:

     

     

     

    То есть купить можно, к примеру:

    3- трубы (транспорт)

    2 - сверхпрочных материала, 1 пластмассу - (сырье)

    1 - интерфейс, 2 микропроцессора - оборудование

    3 - электронных кожи (люди)

    1 - приводы, 2 авто. линии (мощность)

     

    Переговоры с руководством страны, на чьей территории планируется развернуть завод, скрепляются договором.

    Скриншот, показывающий наличие нужных для запуска составляющих, ссылку на проект внедрения и договор со страной высылается на адрес техподдержки.

    Пример скриншота:

     

     

    Производство модернизируется и дает выход новой  продукции (либо наращивается объем текущей продукции). .

    Далее производство инновационного предприятия переносится игротехниками  в модуль «Ермак», на уровень массового производства, федеральной и международной торговли.

  •  
  • http://futuromicon.ru/    (это версия 1.01, мы делали еще 4 внедрения с поэтапным изменением функций, а сейчас вообще создается новый публичный сервис для студентов, но для качественного скачка еще 3-4 внедрения предстоит)

    Логин guest 
    пароль ujcnm

    http://competences.futuromicon.ru/professiograms/ различные  профессиограммы (можно изменять, создавать новые и т.п.)
    http://competences.futuromicon.ru/professiograms/18/ например журналиста.
    http://competences.futuromicon.ru/professiograms/18/pro/ список пользователей, отсортированный по этой профессиограмме
    http://users.futuromicon.ru/people/264/results/ например, один из участников игры, по "журналисту" в топ-10, ее профессиограмма.  В "отображать результаты" - можно выбирать, что именно смотреть (настраиваемо).
    По каждой оценке есть "групповые" и "индивидуальные" составляющие. По каждой можно смотреть детали (щелкать по оценке)

    http://competences.futuromicon.ru/competences/ "дерево компетенций", по которому проводилась оценка.
    Этих деревьев уже разработано 4 штуки, и программа связи между разными моделями компетенций - конвертер с редактором для учителей и отраслевых партнеров ВУЗа. ЧТобы не "воевать" за стандарты.

    Процедура выбора роли и выбора рекомендаций (это уже устаревшая версия, в новой больше интересного, там более очевидно предлагаются учебные треки и есть конструктор курсов. =)
    http://competences.futuromicon.ru/s1/
    http://competences.futuromicon.ru/s2/
    http://competences.futuromicon.ru/s3/
    http://competences.futuromicon.ru/s4/  шаги по выбору роли

    http://competences.futuromicon.ru/seminars/   рекомендуемые учебные курсы (тоже редактируемо)

  •  
  • OrangeOrangeИлья Савчук
 
 
 
 
 
 
Добавить запись
Добавлять записи могут только участники
 
 
 
 
 
 

Разделы