Знакомьтесь — социальный
тренажёр. Наши предложения.
Прежде чем космонавта отправить в
космос, лётчика посадить за штурвал самолета, а автомобилиста -
за руль, их тренируют на специальных тренажёрах. Это повышает
уровень обучаемых, снижает риски на практике. Но ведь возможно
использовать этот подход для тренировки будущих инженеров,
менеджеров, дипломатов - нужно только создать условия
деятельности, близкие к реальным и организовать функционирование
такой среды.
Три года назад
мы, Образовательное бюро «Солинг», разработали комплекс,
сочетающий ролевую игру с её динамичностью и образовательную
практику с её дидактичностью и определённостью требований.
Добавили инструменты для фиксирования проявленных компетенций и
выстраивания индивидуальной образовательной траектории — вот
примерно так и получился образовательный комплекс, получивший
название«социальный
тренажёр».
Что же там
происходит?
В течение двух недель создается
пространство в виде реальной и виртуальной игры, в которой (в
зависимости от задачи) моделируются экономика, политика, правовая
сфера, социальные процессы, производство, научные изобретения и
др.Участники после тестирования получают роли (учёный, журналист,
политик, директор фирмы и др.) и игровые задачи. Тестирование
происходит с помощью специально разработанного сервиса работы с
компетенциями.
В игровом сюжете и в связанной
структуре игровых моделей перед участниками возникает целый
спектр возможностей для достижения поставленной цели. В рамках
этого спектра игрок волен самостоятельно выбирать стратегии
своего поведения. Решив свои первоочередные задачи и освоившись в
среде, он часто приходит к необходимости дальнейшего
самостоятельного целеполагания. В поиске решений учащийся
обнаруживает недостаточность тех или иных знаний; нужные знания
он может получить в игровой среде или вне её. Отметим, что таким
образом потребность предваряет знания, а не наоборот, когда
знания навязываются в отрыве от их применения.
В процессе игры происходит общение
«управляющих» и «подчинённых», «гуманитариев» и «технарей». От
участников требуется умение анализировать ситуацию, принимать
решения, договариваться, ставить цели, добиваться результатов и
многое другое. Кроме того, использование знаний в игровой
практике помогает овладению предметной областью, закреплению
реальных навыков и умений — фактически в игровые ситуации могут
быть «упакованы» такие классические формы, как лабораторные
работы.
Важно, что в этом формате возможно
не только обучение, но одновременно и проверка его результатов. В
процессе игры наши эксперты фиксируют и оценивают компетенции,
проявленные участниками. Причём, кроме фиксации знаний и навыков,
происходит выявление способностей (потенциалов) и склонностей
участника, зон его ближайшего развития. В итоге с помощью
специального модуля «Электронный тьютор» учащийся может
формировать индивидуальную образовательную траекторию.
Как
социальный тренажёр выглядит на практике?
В пространстве игры существуют
постоянные игровые точки: исследовательская лаборатория,
редакция журнала и пр. Деятельность в них ведётся в том
режиме, в котором удобно их кураторам (это, как правило,
преподаватели и наши сотрудники).
Дважды в неделю проходят
двухчасовые игровые сессии, где разворачиваются основные
сюжетные события.
Кроме того, в постоянном
режиме игра ведётся в сети на специальном игровом сайте: там
моделируются лаборатории, выполняются задания, происходят
правовые (суды) и экономические (продажи и пр.)
действия.
А также между игровыми
сессиями есть возможность посещать обучающие семинары и
смотреть видеокурсы на сайте.
Игру ведет команда опытных
мастеров и игротехников (мы занимаемся проведением дидактических
ролевых игр уже более 20 лет). Первый социальный тренажёр
«Метаигра» был проведён в 2007 году по заказу МГИМО для
студентов, а в 2008 уже для МГИМО, МИФИ, КГУ при сотрудничестве с
РВК.
Социальный тренажёр
«Метаигра-2009» будет посвящён научно-техническому творчеству и
состоится во второй половине ноября.
Приглашаем к
сотрудничеству организации, занимающиеся НТТМ:
Разумеется, реальная отрасль может
не только моделироваться средой, но и частично содержаться в этой
среде. Так, в реальных лабораториях, кружках, музеях и т.п. могут
находиться постоянные игровые точки, в которых участники
выполняют задания, там могут проходить семинары или лекции и т.д.
В таких случаях и для общества и для игры открывается масса
возможностей:
Увеличение потока молодежи
через соответствующие учреждения, привлечение и удержание там
наиболее способных участников.
Привлечение и отбор
преподавателей, которые в рамках игры смогут показать свои
наработки и тут же получить отклик об их востребованности
участниками игры и экспертами.
Точки НТТМ могут стать для
игры источником образовательных модулей: мастер-классы,
законченные курсы, тренинги, видеоматериалы и т.д. Подача
такого материала фактически делает их участниками наших
образовательных проектов и соответствующих городских и
окружных программ.
Востребованные образовательные
модули и их проводящие специалисты могут на коммерческой
основе приглашаться нашим бюро для проведения дальнейших
образовательных программ и т.д.
Приглашаем к
сотрудничеству преподавателей:
Если у Вас есть идеи или опыт
внедрения детских изобретений в практическую или игровую
деятельность, мы приглашаем Вас присоединиться к разработке
части игры, связанной с Вашей идеей.
Если Вы можете прочитать
короткий курс или семинар, или мастер-класс в области НТТ,
предлагаем Вам осуществить это в процессе игры, или записать
курс на видео, чтобы участники могли просмотреть его в
игре.
Итак, соединяя в единую
структуру:
регулярно проводимые игры (в
этом учебном году их будет три),
послеигровые рефлексии,
постоянно идущие
образовательные модули,
электронный тьютор, сервис
компетенций,
анализ корреляций игровых
действий и результатов обучения,
мы создаём динамично
эволюционирующий образовательный комплекс. В его рамках станет
возможной реализация непрерывного образования, рождение новых
педагогических и образовательных форм, поиск новых структур
творческих объединений. Уже сейчас результатами наших поисков и
предложений интересуются серьёзные компании, вузы и
государственные учреждения.
Присоединяйтесь!
Комментарии (2)
13 октября 2009 в 19:25masterДенис Торгашов-Мартьянов
Спасибо - очень полезный текст. Еще бы сконтролить текстик про
иинвоционный образовательный комплекс (в который тренажер войдет
как компонент).
Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только участники сообщества. Подать заявку на членство в сообществе можно, используя кнопку в правом верхнем углу.
13 октября 2009 в 19:05
Знакомьтесь — социальный тренажёр. Наши предложения.
Прежде чем космонавта отправить в космос, лётчика посадить за штурвал самолета, а автомобилиста - за руль, их тренируют на специальных тренажёрах. Это повышает уровень обучаемых, снижает риски на практике. Но ведь возможно использовать этот подход для тренировки будущих инженеров, менеджеров, дипломатов - нужно только создать условия деятельности, близкие к реальным и организовать функционирование такой среды.
Три года назад мы, Образовательное бюро «Солинг», разработали комплекс, сочетающий ролевую игру с её динамичностью и образовательную практику с её дидактичностью и определённостью требований. Добавили инструменты для фиксирования проявленных компетенций и выстраивания индивидуальной образовательной траектории — вот примерно так и получился образовательный комплекс, получивший название «социальный тренажёр».
Что же там происходит?
В течение двух недель создается пространство в виде реальной и виртуальной игры, в которой (в зависимости от задачи) моделируются экономика, политика, правовая сфера, социальные процессы, производство, научные изобретения и др.Участники после тестирования получают роли (учёный, журналист, политик, директор фирмы и др.) и игровые задачи. Тестирование происходит с помощью специально разработанного сервиса работы с компетенциями.
В игровом сюжете и в связанной структуре игровых моделей перед участниками возникает целый спектр возможностей для достижения поставленной цели. В рамках этого спектра игрок волен самостоятельно выбирать стратегии своего поведения. Решив свои первоочередные задачи и освоившись в среде, он часто приходит к необходимости дальнейшего самостоятельного целеполагания. В поиске решений учащийся обнаруживает недостаточность тех или иных знаний; нужные знания он может получить в игровой среде или вне её. Отметим, что таким образом потребность предваряет знания, а не наоборот, когда знания навязываются в отрыве от их применения.
В процессе игры происходит общение «управляющих» и «подчинённых», «гуманитариев» и «технарей». От участников требуется умение анализировать ситуацию, принимать решения, договариваться, ставить цели, добиваться результатов и многое другое. Кроме того, использование знаний в игровой практике помогает овладению предметной областью, закреплению реальных навыков и умений — фактически в игровые ситуации могут быть «упакованы» такие классические формы, как лабораторные работы.
Важно, что в этом формате возможно не только обучение, но одновременно и проверка его результатов. В процессе игры наши эксперты фиксируют и оценивают компетенции, проявленные участниками. Причём, кроме фиксации знаний и навыков, происходит выявление способностей (потенциалов) и склонностей участника, зон его ближайшего развития. В итоге с помощью специального модуля «Электронный тьютор» учащийся может формировать индивидуальную образовательную траекторию.
Как социальный тренажёр выглядит на практике?
В пространстве игры существуют постоянные игровые точки: исследовательская лаборатория, редакция журнала и пр. Деятельность в них ведётся в том режиме, в котором удобно их кураторам (это, как правило, преподаватели и наши сотрудники).
Дважды в неделю проходят двухчасовые игровые сессии, где разворачиваются основные сюжетные события.
Кроме того, в постоянном режиме игра ведётся в сети на специальном игровом сайте: там моделируются лаборатории, выполняются задания, происходят правовые (суды) и экономические (продажи и пр.) действия.
А также между игровыми сессиями есть возможность посещать обучающие семинары и смотреть видеокурсы на сайте.
Игру ведет команда опытных мастеров и игротехников (мы занимаемся проведением дидактических ролевых игр уже более 20 лет). Первый социальный тренажёр «Метаигра» был проведён в 2007 году по заказу МГИМО для студентов, а в 2008 уже для МГИМО, МИФИ, КГУ при сотрудничестве с РВК.
Социальный тренажёр «Метаигра-2009» будет посвящён научно-техническому творчеству и состоится во второй половине ноября.
Приглашаем к сотрудничеству организации, занимающиеся НТТМ:
Разумеется, реальная отрасль может не только моделироваться средой, но и частично содержаться в этой среде. Так, в реальных лабораториях, кружках, музеях и т.п. могут находиться постоянные игровые точки, в которых участники выполняют задания, там могут проходить семинары или лекции и т.д. В таких случаях и для общества и для игры открывается масса возможностей:
Увеличение потока молодежи через соответствующие учреждения, привлечение и удержание там наиболее способных участников.
Привлечение и отбор преподавателей, которые в рамках игры смогут показать свои наработки и тут же получить отклик об их востребованности участниками игры и экспертами.
Точки НТТМ могут стать для игры источником образовательных модулей: мастер-классы, законченные курсы, тренинги, видеоматериалы и т.д. Подача такого материала фактически делает их участниками наших образовательных проектов и соответствующих городских и окружных программ.
Востребованные образовательные модули и их проводящие специалисты могут на коммерческой основе приглашаться нашим бюро для проведения дальнейших образовательных программ и т.д.
Приглашаем к сотрудничеству преподавателей:
Если у Вас есть идеи или опыт внедрения детских изобретений в практическую или игровую деятельность, мы приглашаем Вас присоединиться к разработке части игры, связанной с Вашей идеей.
Если Вы можете прочитать короткий курс или семинар, или мастер-класс в области НТТ, предлагаем Вам осуществить это в процессе игры, или записать курс на видео, чтобы участники могли просмотреть его в игре.
Итак, соединяя в единую структуру:
регулярно проводимые игры (в этом учебном году их будет три),
послеигровые рефлексии,
постоянно идущие образовательные модули,
электронный тьютор, сервис компетенций,
анализ корреляций игровых действий и результатов обучения,
мы создаём динамично эволюционирующий образовательный комплекс. В его рамках станет возможной реализация непрерывного образования, рождение новых педагогических и образовательных форм, поиск новых структур творческих объединений. Уже сейчас результатами наших поисков и предложений интересуются серьёзные компании, вузы и государственные учреждения.
Присоединяйтесь!
Комментарии (2)
Спасибо - очень полезный текст. Еще бы сконтролить текстик про иинвоционный образовательный комплекс (в который тренажер войдет как компонент).
тогда рыбу надо мне прислать. Или сюда повесить.
Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только участники сообщества. Подать заявку на членство в сообществе можно, используя кнопку в правом верхнем углу.