13 октября 2009 в 19:05

  • pollypollyПолина Вахотина
    Текст про социальный тренажёр для партнёров

    Знакомьтесь — социальный тренажёр. Наши предложения.

     

    Прежде чем космонавта отправить в космос, лётчика посадить за штурвал самолета, а автомобилиста - за руль, их тренируют на специальных тренажёрах. Это повышает уровень обучаемых, снижает риски на практике. Но ведь возможно использовать этот подход для тренировки будущих инженеров, менеджеров, дипломатов - нужно только создать условия деятельности, близкие к реальным и организовать функционирование такой среды.

    Три года назад мы, Образовательное бюро «Солинг», разработали комплекс, сочетающий ролевую игру с её динамичностью и образовательную практику с её дидактичностью и определённостью требований. Добавили инструменты для фиксирования проявленных компетенций и выстраивания индивидуальной образовательной траектории — вот примерно так и получился образовательный комплекс, получивший название «социальный тренажёр».

     

    Что же там происходит?

    В течение двух недель создается пространство в виде реальной и виртуальной игры, в которой (в зависимости от задачи) моделируются экономика, политика, правовая сфера, социальные процессы, производство, научные изобретения и др.Участники после тестирования получают роли (учёный, журналист, политик, директор фирмы и др.) и игровые задачи. Тестирование происходит с помощью специально разработанного сервиса работы с компетенциями.

    В игровом сюжете и в связанной структуре игровых моделей перед участниками возникает целый спектр возможностей для достижения поставленной цели. В рамках этого спектра игрок волен самостоятельно выбирать стратегии своего поведения. Решив свои первоочередные задачи и освоившись в среде, он часто приходит к необходимости дальнейшего самостоятельного целеполагания. В поиске решений учащийся обнаруживает недостаточность тех или иных знаний; нужные знания он может получить в игровой среде или вне её. Отметим, что таким образом потребность предваряет знания, а не наоборот, когда знания навязываются в отрыве от их применения.

    В процессе игры происходит общение «управляющих» и «подчинённых», «гуманитариев» и «технарей». От участников требуется умение анализировать ситуацию, принимать решения, договариваться, ставить цели, добиваться результатов и многое другое. Кроме того, использование знаний в игровой практике помогает овладению предметной областью, закреплению реальных навыков и умений — фактически в игровые ситуации могут быть «упакованы» такие классические формы, как лабораторные работы.

    Важно, что в этом формате возможно не только обучение, но одновременно и проверка его результатов. В процессе игры наши эксперты фиксируют и оценивают компетенции, проявленные участниками. Причём, кроме фиксации знаний и навыков, происходит выявление способностей (потенциалов) и склонностей участника, зон его ближайшего развития. В итоге с помощью специального модуля «Электронный тьютор» учащийся может формировать индивидуальную образовательную траекторию.

    Как социальный тренажёр выглядит на практике?

    • В пространстве игры существуют постоянные игровые точки: исследовательская лаборатория, редакция журнала и пр. Деятельность в них ведётся в том режиме, в котором удобно их кураторам (это, как правило, преподаватели и наши сотрудники).

    • Дважды в неделю проходят двухчасовые игровые сессии, где разворачиваются основные сюжетные события.

    • Кроме того, в постоянном режиме игра ведётся в сети на специальном игровом сайте: там моделируются лаборатории, выполняются задания, происходят правовые (суды) и экономические (продажи и пр.) действия.

    • А также между игровыми сессиями есть возможность посещать обучающие семинары и смотреть видеокурсы на сайте.

    Игру ведет команда опытных мастеров и игротехников (мы занимаемся проведением дидактических ролевых игр уже более 20 лет). Первый социальный тренажёр «Метаигра» был проведён в 2007 году по заказу МГИМО для студентов, а в 2008 уже для МГИМО, МИФИ, КГУ при сотрудничестве с РВК.

    Социальный тренажёр «Метаигра-2009» будет посвящён научно-техническому творчеству и состоится во второй половине ноября.

    Приглашаем к сотрудничеству организации, занимающиеся НТТМ:

    Разумеется, реальная отрасль может не только моделироваться средой, но и частично содержаться в этой среде. Так, в реальных лабораториях, кружках, музеях и т.п. могут находиться постоянные игровые точки, в которых участники выполняют задания, там могут проходить семинары или лекции и т.д. В таких случаях и для общества и для игры открывается масса возможностей:

    • Увеличение потока молодежи через соответствующие учреждения, привлечение и удержание там наиболее способных участников.

    • Привлечение и отбор преподавателей, которые в рамках игры смогут показать свои наработки и тут же получить отклик об их востребованности участниками игры и экспертами.

    • Точки НТТМ могут стать для игры источником образовательных модулей: мастер-классы, законченные курсы, тренинги, видеоматериалы и т.д. Подача такого материала фактически делает их участниками наших образовательных проектов и соответствующих городских и окружных программ.

    • Востребованные образовательные модули и их проводящие специалисты могут на коммерческой основе приглашаться нашим бюро для проведения дальнейших образовательных программ и т.д.

    Приглашаем к сотрудничеству преподавателей:

    • Если у Вас есть идеи или опыт внедрения детских изобретений в практическую или игровую деятельность, мы приглашаем Вас присоединиться к разработке части игры, связанной с Вашей идеей.

    • Если Вы можете прочитать короткий курс или семинар, или мастер-класс в области НТТ, предлагаем Вам осуществить это в процессе игры, или записать курс на видео, чтобы участники могли просмотреть его в игре.

    Итак, соединяя в единую структуру:

    • регулярно проводимые игры (в этом учебном году их будет три),

    • послеигровые рефлексии,

    • постоянно идущие образовательные модули,

    • электронный тьютор, сервис компетенций,

    • анализ корреляций игровых действий и результатов обучения,

    мы создаём динамично эволюционирующий образовательный комплекс. В его рамках станет возможной реализация непрерывного образования, рождение новых педагогических и образовательных форм, поиск новых структур творческих объединений. Уже сейчас результатами наших поисков и предложений интересуются серьёзные компании, вузы и государственные учреждения.

     

    Присоединяйтесь!

 
 
 
 
 
 
Комментарии (2)
  • 13 октября 2009 в 19:25mastermasterДенис Торгашов-Мартьянов

    Спасибо - очень полезный текст. Еще бы сконтролить текстик про иинвоционный образовательный комплекс (в который тренажер войдет как компонент).

  • 13 октября 2009 в 19:53pollypollyПолина Вахотина

    тогда рыбу надо мне прислать. Или сюда повесить.

Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только участники сообщества. Подать заявку на членство в сообществе можно, используя кнопку в правом верхнем углу.

 
 
 
Добавить запись
Добавлять записи могут только участники