Развитие научно-технического творчества, как и другие задачи
современного образования, уже давно вошло в кризис с позиции
технологического и кадрового напряжения.
Предлагаем обсудить причины сложившейся ситуации. Бесспорно, что
большинство из них является следствием отсутствия какой-либо
долгосрочной программы, стратегии развития. Поэтому хочется
обсудить, какие же причины возможно нивелировать, и за счет каких
внешних или внутренних усилий.
Итак, тезисы для обсуждения.
Причина №1: последствия демографического
кризиса. Нужно отметить, что речь идет не о
собственно демографическом кризисе начала девяностых (он ударит
чуть позже), а о решении государства свернуть целевые
образовательные программы, "упреждая" пресловутую демографическую
яму. Как будто бы российское правительство собиралось жить вечно,
а ситуация с рождаемостью в девяносто первом собиралась стать
показательной до конца существования государства российского. В
итоге мы получили сильный прогиб в образовании, развитии
образовательных методик, кадровый голод и "недообразованный"
слой, который сейчас наиболее характерно представлен в
классическом пассионарном возрасте 22-32 лет.
Причина №2: девальвация российского
образования
Эта причина является продолжением предыдущей. Государство
перестало вкладывать собственное время в развитие образования,
полагая, что государственными грантами можно откупиться от
назойливых педагогов. Деньги - это, конечно хорошо, но позвольте
- если государство не показывает заинтересованности в развитии
образования, эта социальная ниша перестает быть востребованной.
Причина №3: быстрое старение технологий и
инструментов.
К сожалению, за окном не средневековая размеренность, не шумный
девятнадцатый, и даже не быстрый двадцатый век. За окном
постиндустриальное общество, которое уже не в кулуарах называют
информационным. Старые законы обращения информации, авторского
права, развития технологий, копирования, узкоспециализированного
технологического прогресса работают с новой скоростью. Тяжелые
социальные и производственные машины не успевают "тюнинговать"
современное общество. Перестройка систем развития человека по
энергоемкости сравнима с перестройкой прямой линии цеха тяжелого
машиностроения - инструментарий настолько плотно сросся с
производственным циклом, что заменить какой-то элемент в потоке
практически невозможно. Вклад в перестройку технологического
процесса требуется колоссальный, и далеко не все действующие лица
к этому готовы, в том числе и с позиции деньгозатрат.
Причина №4: отток специалистов.
Если на секунду забыть, что специалистам на западе платят больше
(это далеко не так, есть отрасли, где специалисты на внутреннем
рынке получают соизмеримые и даже бОльшие деньги за свою работу),
то есть другая проблема - специалисты не видят результатов своей
работы, не видят перспектив развития отраслей, не видят
собственной пользы. Самореализация - отличный лозунг, но кроме
лозунгов нужно и реальное воплощение. Увы, мы утеряли способность
работать в перспективу.
Причина №5: отсутствие полигонов
внедрения.
Практика использования промышленных полигонов для проверки
рационализаторских предложений (которые вот уже пятилетку как
тотально переименованы в модные Инновации), увы отмерла в связи с
двумя последовательными кризисами и неготовностью производства
тратить деньги в ущерб быстрым прибылям, дающим шанс на
выживание. Других полигонов в нашей советской реальности не было,
а в постсоветсткой – и этих не осталось. И эта причина сильно
связана предыдущей: не видно результатов – не хочется
работать.
Итак, пять причин: сворачивание образовательных программ,
отсутствие вкладов в существующее образование, быстрое старение
инструментария, отток специалистов и отсутствие полигонов
внедрения.
Кто больше?
Интересно, будет ли достаточно для возрождения НТТМ перейти на
новую "материальную базу", при этом оставив проверенные
организационно-методические решения?
Т.е. те же Дома детского творчества и кружки, но вместо
танцев и радиодеталей - современные чипы, роботы, 3D принтеры,
технологии виртуальной реальности и все то, что может быть
интересно современным детям.
Есть возражение. Государство (в лице властей) показывает
заинтересованность в развитии образования. Проблема в другом. В
том что тот образ образования, который отстаивают власти
(болонская система, ЕГЭ, те же компетенции и многое другое) и
соответствующую модель, приняли в штыки широкие массы учителей. И
наоборот, то что предлогают учителя не особенно слышит власть.
Получился разрыв. Инициативы снизу гасятся в отсутствии
поддержки, инициативы сверху просто саботируются или выполняются
формально. В итоге, много суеты, толка - чуть.
По поводу комментария Vital:
Важно еще КАК будут использовать новую "материальную базу",
потому что возрастная физиология, потребностная сфера не
учитываются совсем при предложении форм работы. Поэтому и
получается, что робототехника для младшешкольников существует (на
основе Lega), а старшекласники уже в пролете оказываются. Им не
интересно заниматься этими игрушками, чуть позанимались и
бросили. Развития нет. Нужны другие формы.
С образованием тогда видится минимум 2 разных выхода:
1. Смена кадров, идей и инициатив в Минобразовании, чтобы они
были более востребованы в массах. Но учитывая количество
инстанций и согласований, велики шансы, что этот путь снова ни к
чему не приведет..
2. Реализация механизма поддержки, распространения и внедрения
поступающих "снизу" инициатив. но как это сделать массово? Власть
пока что не сильно использует сетевые технологии, даже с учетом
их прямой пропаганды Президентом..
Правильно, но новая материальная база тем временем сама
приспособилась под разные возрасты. Те же дети уходят от Лего к
онлайн играм и проводят там свободное время. Так может взять
виртуальную реальность и использовать ее с пользой для дела?
Пусть командами не босов лупят, а на Луну летят или шатл
проектируют, например?
В виртуальные миры идут потому, что там имитируется социальная
актуализация: я чего-то достигаю, потом с этим достяжением могу
то-то и то-то, появляется сюжетная линия, я превращаюсь в героя
некой цепочки событий. Приключаться начинаешь. Если построить
такие форматы, что бы эти приключения были возможны и из
железками, и в реальном мире, то все встало бы на свои места.
Уход в виртуальность не пожрал бы всех-всех-всех. Надо искать
форматы, которые позволяют это делать. Пока я знаю только два
подхода: социальные тренажеры (и вообще РИ) и "технохулиганство",
которое предлогал Бабундин на семинаре 26 сентября. Если есть еще
идеи - накидываете.
И еще: понятно, что виртуальный мир не может полностью заменить
реальный, поэтому уход в виртуальность - не выход, надо
разробатывать, что можно с этим делать в реале.
По возрасту часто так проиходит.. К 12 годам большая часть уходит
из кружков, которые занимались деятельностью типа Лего и
т.п. Зато Тогда же происходит перетекание в компьютерные игры и
виртуальные миры, может быть с непринципиальной разницей.
Поэтому предлагается делать что-то промежуточное, на стыке
реальности и виртуальности.
Я уж не знаю как там Лего делает, но тот же Миха говорит, что
люди из него уходят. Значит надо не так делать. Я как раз и
пытаюсь донести, что нужно, чтобы уходили куда-то в полезные
сферы. И надо использовать формы, которые пользуются
популярностью В частности, онлайн игры. Но не только.
Да все играют в онлайн игры, но начинают именно с 12-13 лет. Тем
не менее, основная аудитория - тинейджеры (40%). Всего играют
около 100 млн. человек в мире и это количество растет. Рынок
только в России оценивается в 5 млрд$ и это данные на 2008 год.
Отсюда идеи про стык, что всю бы эту энергию направить да
еще на полезную деятельность. Аудитория и популярность
уже есть, надо использовать. Если сделать нормальный движок,
придумать играбельную модель - есть шансы
получить что-то полезное.
Примеры есть - например, когда используются
распределенные компьютерные мощности обычных пользователей
для научных исследований (а так люди ловят рыбу или работают
на шахтах онлайн, тупая деятельность). Или люди самостоятельно
обрабатывают результаты космических съемок. А можно было бы
такую картинки сделать квестом в космическом симуляторе и пусть
пользователи ее рассматривают. Это просто наброски, но потенциал
имеется.
Это были аргументы, babun. От Вас пока только критика,
где Ваши предложения?
А мое предложение простое основная деятельность должна проходить
в реале. Надо делать короткие экспресс курсы по действительно
передовым технологиям. Затем ставить оборудование на автобусы и
разезжать скажем по школам или учебным заведениям для их
демонстрации и обучению. В людях интерес нужно создать.
Отражать безусловно надо в виртуале. Среда знаете ли дело такое.
Возможно еще к таким мобильным центрам преципить один два
стационарных. Для тех кого вштырили эти технологии.
Так сказать для дальнейшего более глубокого овладение данной
технологией.
Я пообщались с товарищами из Владимира, и они добавили
социально-психологическую причину.
У мальчиков в прошлом был, как бы так выразиться,
сенсорный-информационный голод. Радиокружки и прочие модели
закрывали потребность в самореализации, и другими способами это
было не закрыть. Знать азбуку Морзе и общаться со __всем миром__
было реально круто. Охота на лис, участие в выставках - тоже.
Поэтому и канал, через который это приходило, был ценным и
уважаемым. А учитель пользовался авторитетом.
Поэтому мы в правильном направлении идём, когда норовим придумать
- или угадать - те направления, которые "зацепят".
Но это очень сложно. Мир изменился, факт. Те каналы восприятия,
которые "недокармливались" раньше, теперь "обжираются" всякой
требухой, и игровой например бизнес заинтересован, чтобы так оно
и было.
Возможно, НТТМ в итоге станет в некотором роде элитным занятием -
для тех, кто (или чьи родители) поймут необходимость
"информационного аскетизма" и избирательности.
Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
28 сентября 2009 в 18:13
Развитие научно-технического творчества, как и другие задачи современного образования, уже давно вошло в кризис с позиции технологического и кадрового напряжения.
Предлагаем обсудить причины сложившейся ситуации. Бесспорно, что большинство из них является следствием отсутствия какой-либо долгосрочной программы, стратегии развития. Поэтому хочется обсудить, какие же причины возможно нивелировать, и за счет каких внешних или внутренних усилий.
Итак, тезисы для обсуждения.
Причина №1: последствия демографического кризиса.
Нужно отметить, что речь идет не о собственно демографическом кризисе начала девяностых (он ударит чуть позже), а о решении государства свернуть целевые образовательные программы, "упреждая" пресловутую демографическую яму. Как будто бы российское правительство собиралось жить вечно, а ситуация с рождаемостью в девяносто первом собиралась стать показательной до конца существования государства российского. В итоге мы получили сильный прогиб в образовании, развитии образовательных методик, кадровый голод и "недообразованный" слой, который сейчас наиболее характерно представлен в классическом пассионарном возрасте 22-32 лет.
Причина №2: девальвация российского образования
Эта причина является продолжением предыдущей. Государство перестало вкладывать собственное время в развитие образования, полагая, что государственными грантами можно откупиться от назойливых педагогов. Деньги - это, конечно хорошо, но позвольте - если государство не показывает заинтересованности в развитии образования, эта социальная ниша перестает быть востребованной.
Причина №3: быстрое старение технологий и инструментов.
К сожалению, за окном не средневековая размеренность, не шумный девятнадцатый, и даже не быстрый двадцатый век. За окном постиндустриальное общество, которое уже не в кулуарах называют информационным. Старые законы обращения информации, авторского права, развития технологий, копирования, узкоспециализированного технологического прогресса работают с новой скоростью. Тяжелые социальные и производственные машины не успевают "тюнинговать" современное общество. Перестройка систем развития человека по энергоемкости сравнима с перестройкой прямой линии цеха тяжелого машиностроения - инструментарий настолько плотно сросся с производственным циклом, что заменить какой-то элемент в потоке практически невозможно. Вклад в перестройку технологического процесса требуется колоссальный, и далеко не все действующие лица к этому готовы, в том числе и с позиции деньгозатрат.
Причина №4: отток специалистов.
Если на секунду забыть, что специалистам на западе платят больше (это далеко не так, есть отрасли, где специалисты на внутреннем рынке получают соизмеримые и даже бОльшие деньги за свою работу), то есть другая проблема - специалисты не видят результатов своей работы, не видят перспектив развития отраслей, не видят собственной пользы. Самореализация - отличный лозунг, но кроме лозунгов нужно и реальное воплощение. Увы, мы утеряли способность работать в перспективу.
Причина №5: отсутствие полигонов внедрения.
Практика использования промышленных полигонов для проверки рационализаторских предложений (которые вот уже пятилетку как тотально переименованы в модные Инновации), увы отмерла в связи с двумя последовательными кризисами и неготовностью производства тратить деньги в ущерб быстрым прибылям, дающим шанс на выживание. Других полигонов в нашей советской реальности не было, а в постсоветсткой – и этих не осталось. И эта причина сильно связана предыдущей: не видно результатов – не хочется работать.
Итак, пять причин: сворачивание образовательных программ, отсутствие вкладов в существующее образование, быстрое старение инструментария, отток специалистов и отсутствие полигонов внедрения.
Кто больше?
Комментарии (14)
Интересно, будет ли достаточно для возрождения НТТМ перейти на новую "материальную базу", при этом оставив проверенные организационно-методические решения?
Т.е. те же Дома детского творчества и кружки, но вместо танцев и радиодеталей - современные чипы, роботы, 3D принтеры, технологии виртуальной реальности и все то, что может быть интересно современным детям.
По поводу причины №2
Есть возражение. Государство (в лице властей) показывает заинтересованность в развитии образования. Проблема в другом. В том что тот образ образования, который отстаивают власти (болонская система, ЕГЭ, те же компетенции и многое другое) и соответствующую модель, приняли в штыки широкие массы учителей. И наоборот, то что предлогают учителя не особенно слышит власть. Получился разрыв. Инициативы снизу гасятся в отсутствии поддержки, инициативы сверху просто саботируются или выполняются формально. В итоге, много суеты, толка - чуть.
По поводу комментария Vital:
Важно еще КАК будут использовать новую "материальную базу", потому что возрастная физиология, потребностная сфера не учитываются совсем при предложении форм работы. Поэтому и получается, что робототехника для младшешкольников существует (на основе Lega), а старшекласники уже в пролете оказываются. Им не интересно заниматься этими игрушками, чуть позанимались и бросили. Развития нет. Нужны другие формы.
С образованием тогда видится минимум 2 разных выхода:
1. Смена кадров, идей и инициатив в Минобразовании, чтобы они были более востребованы в массах. Но учитывая количество инстанций и согласований, велики шансы, что этот путь снова ни к чему не приведет..
2. Реализация механизма поддержки, распространения и внедрения поступающих "снизу" инициатив. но как это сделать массово? Власть пока что не сильно использует сетевые технологии, даже с учетом их прямой пропаганды Президентом..
Правильно, но новая материальная база тем временем сама приспособилась под разные возрасты. Те же дети уходят от Лего к онлайн играм и проводят там свободное время. Так может взять виртуальную реальность и использовать ее с пользой для дела? Пусть командами не босов лупят, а на Луну летят или шатл проектируют, например?
В виртуальные миры идут потому, что там имитируется социальная актуализация: я чего-то достигаю, потом с этим достяжением могу то-то и то-то, появляется сюжетная линия, я превращаюсь в героя некой цепочки событий. Приключаться начинаешь. Если построить такие форматы, что бы эти приключения были возможны и из железками, и в реальном мире, то все встало бы на свои места. Уход в виртуальность не пожрал бы всех-всех-всех. Надо искать форматы, которые позволяют это делать. Пока я знаю только два подхода: социальные тренажеры (и вообще РИ) и "технохулиганство", которое предлогал Бабундин на семинаре 26 сентября. Если есть еще идеи - накидываете.
И еще: понятно, что виртуальный мир не может полностью заменить реальный, поэтому уход в виртуальность - не выход, надо разробатывать, что можно с этим делать в реале.
А как связан Lego и виртуальные миры?
Почему ты рассматриваешь это как эволюционную цепочку?
По возрасту часто так проиходит.. К 12 годам большая часть уходит из кружков, которые занимались деятельностью типа Лего и т.п. Зато Тогда же происходит перетекание в компьютерные игры и виртуальные миры, может быть с непринципиальной разницей. Поэтому предлагается делать что-то промежуточное, на стыке реальности и виртуальности.
Так для свединия. Lego между прочим так и делает.
У нее есть виртуальные сообщества и реальная деятельность.
Болезнь Lego в другом. Закрытый интерфейс она именуется.
Особенно в областе железа.
Я уж не знаю как там Лего делает, но тот же Миха говорит, что люди из него уходят. Значит надо не так делать. Я как раз и пытаюсь донести, что нужно, чтобы уходили куда-то в полезные сферы. И надо использовать формы, которые пользуются популярностью В частности, онлайн игры. Но не только.
Аргумент на уровне тот же Миха, защитан как прогиб.
Просто с Lego пообщайтесь. Вообще если это есть то только в нашей так сказать старане. Достаточно сходить на официальный сайт Lego.
Там много людей старшего возраста занимающихся Lego.
Просто надо вникать в конструктор и тогда пути расширения там находяться. И мало того только приветствуются.
Lego пользуется популярностью и он лайн игры тоже пользуются популярностью. Просто это разные сферы.
Очень спорное мнение. Когда и кто в компьютерные игры играет.
Да и у Lego не столько фанатиков как кажеться. Прошлую версию конструктора сняли с производства, не окупился.
Не понятно откуда такие идеи про стык.
Аргументы нужны а не лозунги.
Да все играют в онлайн игры, но начинают именно с 12-13 лет. Тем не менее, основная аудитория - тинейджеры (40%). Всего играют около 100 млн. человек в мире и это количество растет. Рынок только в России оценивается в 5 млрд$ и это данные на 2008 год.
Отсюда идеи про стык, что всю бы эту энергию направить да еще на полезную деятельность. Аудитория и популярность уже есть, надо использовать. Если сделать нормальный движок, придумать играбельную модель - есть шансы получить что-то полезное.
Примеры есть - например, когда используются распределенные компьютерные мощности обычных пользователей для научных исследований (а так люди ловят рыбу или работают на шахтах онлайн, тупая деятельность). Или люди самостоятельно обрабатывают результаты космических съемок. А можно было бы такую картинки сделать квестом в космическом симуляторе и пусть пользователи ее рассматривают. Это просто наброски, но потенциал имеется.
Это были аргументы, babun. От Вас пока только критика, где Ваши предложения?
А мое предложение простое основная деятельность должна проходить в реале. Надо делать короткие экспресс курсы по действительно передовым технологиям. Затем ставить оборудование на автобусы и разезжать скажем по школам или учебным заведениям для их демонстрации и обучению. В людях интерес нужно создать.
Отражать безусловно надо в виртуале. Среда знаете ли дело такое.
Возможно еще к таким мобильным центрам преципить один два стационарных. Для тех кого вштырили эти технологии.
Так сказать для дальнейшего более глубокого овладение данной технологией.
Я пообщались с товарищами из Владимира, и они добавили социально-психологическую причину.
У мальчиков в прошлом был, как бы так выразиться, сенсорный-информационный голод. Радиокружки и прочие модели закрывали потребность в самореализации, и другими способами это было не закрыть. Знать азбуку Морзе и общаться со __всем миром__ было реально круто. Охота на лис, участие в выставках - тоже. Поэтому и канал, через который это приходило, был ценным и уважаемым. А учитель пользовался авторитетом.
Поэтому мы в правильном направлении идём, когда норовим придумать - или угадать - те направления, которые "зацепят".
Но это очень сложно. Мир изменился, факт. Те каналы восприятия, которые "недокармливались" раньше, теперь "обжираются" всякой требухой, и игровой например бизнес заинтересован, чтобы так оно и было.
Возможно, НТТМ в итоге станет в некотором роде элитным занятием - для тех, кто (или чьи родители) поймут необходимость "информационного аскетизма" и избирательности.
Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.