17 сентября 2009 в 02:43

  • pollypollyПолина Вахотина
    Федеральное агентство по делам молодежи. Мониторинг 03 августа 2009 года

    Проблемы формирования и развития системы НТТМ

    источник

    ...Необходима целостная система по выявлению и продвижению талантливой молодежи, создание условий для подготовки молодых специалистов и включения их в наукоемкие инновационные отрасли промышленности страны.

    Предпринимаемые Росмолодежью меры по созданию такой системы отчасти решают обозначенные проблемы. Но лишь отчасти. Возникает вопрос: по каким причинам комплекс мероприятий, разработанный Федеральным агентством, не в полной мере обеспечивает достижение желаемого результата?

    На основании опроса, проведенного в экспертном сообществе с участием представителей работодателей, а также научных кругов, удалось выявить ряд проблемных зон, на которые необходимо обратить особое внимание.

    По некоторым оценкам экспертов, причиной снижения интереса к системе НТТМ является, как это ни парадоксально, сам бренд НТТМ.

    •  «НТТМ - вид деятельности, появившийся в конце 80-х и давший стране армию бизнесменов, - организовал комсомол на последней стадии своего распада. Старшие товарищи - коммунисты дали возможность комитетам ВЛКСМ открыть центры НТТМ. Главное достижение - у центра НТТМ был свой счет в банке и возможность вести хозяйственную деятельность. Я считаю НТТМ первой государственной школой черного бизнеса. Цель создания НТТМ декларировалась как помощь в реализации творческой молодежи. На самом деле это вылилось в контору по добыванию черных денег» (доктор исторических наук, проректор по научной работе).

     

    Поскольку позиционирование бренда в настоящее время никак не меняется и не расшифровывается, а организаторами мероприятий по его возрождению являются представители государственной власти, возникает ряд стойких негативных ассоциаций у поколения, которое наблюдало становление, процесс развития и угасание таких центров, что приводит к заранее заданной установке на неуспешный исход данной деятельности. Стоит учесть, что на данный момент носителями таких установок являются потенциальные работодатели, а также ведущие представители вузовских кругов, рассматриваемые Росмолодежью как потенциальные стратегические партнеры.

    •  «За словом «НТТМ» тянется такой нехороший шлейф первых кооперативов 90-х годов. По сути никакого НТТМ сейчас и нет. Все разрушено и восстановлению не подлежит. Если сейчас снова возникнут такие центры, они к скорому времени опять станут формализованными, кроме названия на бумаге деятельности никакой полезной не будет. Никто не отрицает важность научно-технического творчества молодежи. Только система должна – работать» (Павел Сушков, начальник отдела обучения Департамента управления персоналом Госкорпорации «Росатом»).

     

    При этом работодатели осознают необходимость целостной системы НТТМ (пусть под иной вывеской) для формирования кадрового резерва, но подчеркивают тот факт, что система, формирующая научно-технические интересы школьников и студентов, должна быть работающей. В качестве прототипов механизма работы с молодежным научно-техническим творчеством предлагаются программы и конкурсы, которые уже зарекомендовали себя как результативные. В частности, называются программа «Участник молодежного научно-инновационного конкурса» (УМНИК) при поддержке Фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере; всероссийский конкурс научных работ школьников «Юниор», проводимый в рамках международного смотра научного и инженерного творчества школьников (International Science and Engineering Fair, ISEF), генеральным спонсором которого является корпорация Intel. Также экспертами были предложены как варианты работы с НТТМ атом-классы, программы работ в лицеях при МИФИ и других статусных вузах, программы Фонда некоммерческих программ «Династия», учрежденного Дмитрием Зиминым. Предполагается, что, проанализировав лучшие успешные программы из числа уже существующих, Росмолодежь сможет присоединиться к их реализации, сформировать свой блок подобных мероприятий либо же выстроить по аналогии работу с молодежью в масштабе страны.

    •  «Существует много конкурсов, которые являются авторитетными, например ISEF, или поддерживаемый Фондом Бортника «УМНИК». Думаю, не стоит изобретать велосипед, поскольку технологии работы с молодежью в США отрабатывались и шлифовались в течение 60 лет. Возможно, стоит перенять положительный опыт, разработать концепцию по образу и подобию и в дальнейшем адаптировать ее к нашим условиям. Думаю, создавать систему работы школьников нужно, ориентируясь на лучшие методы, в том числе, и организаций, которые официально не определяются как центры НТТМ, но активно действуют в этом ключе. Например, существуют атом-классы при «Росатоме», лицеи при МИФИ. Там очень активно ведется работа» (Павел Сушков, начальник отдела обучения Департамента управления персоналом Госкорпорации «Росатом»).

     

    Еще одну причину медленного развития инфраструктуры НТТМ эксперты связывают с самой спецификой российского бизнеса и базовыми установками работодателей. Анализ мнений участников экспертного опроса показал, что одна из самых главных проблем типичного работодателя и существующего бизнеса – нежелание формировать образ будущего и планировать работу на много лет вперед. Современный российский бизнес в целом ориентирован на краткосрочные цели и не занимается в большинстве своем стратегическим планированием. Доказать на практике работодателям важность серьезного подхода к формированию кадрового резерва и работы со школьниками – сложно. Обосновать вложения в такую работу, а также заставить оценить перспективы такого вклада – еще сложнее.

    •  «Вкладываться в такие долгосрочные проекты – не выгодно для предприятий. Формирование и подготовка кадрового резерва – это долгосрочный проект. Планирование разработок – долгосрочный проект. Внедрение этих разработок в производственный процесс – долгосрочный проект. Существуют предприятия, которые целенаправленно формируют себе как кадровый резерв так и проектную базу (РОСНАНО к примеру), но к сожалению, такие компании являются скорее исключением в российском бизнесе, чем правилом» (специалист – эксперт, сотрудник Госкорпорации).

    Интерес работодателей к новым разработкам – сугубо предпринимательский. Их усилия сосредоточены на поисках не людей, способных создавать продукт, а самого уже готового продукта, который можно использовать без дополнительных издержек и промедлений.

    •  «Наши бизнесмены предпочитают иностранную продукцию. С ней проще и легче разбираться. У нее существует система поддержки. С другой стороны, пока такой подход будет существовать – ни о каких движениях в развитии системы НТТМ говорить нельзя. Прямой путь текущего состояния – это путь в никуда. Важно, чтобы работодатели поняли свою ответственность в этом ключе. Кто как не они способны внедрить наши разработки в свои процессы. Без такой работы все российские изобретения так и останутся «сырыми»» (специалист в области инноваций, аналитик государственной организации).

     

    В данном случае мы наблюдаем конфликт интересов работодателя и разработчиков. Необходимо подчеркнуть, что отказ покупать российские изобретения работодателем в некоторой степени обоснован, поскольку в период экономического кризиса скорость внедрения каких-либо новшеств и достижение быстрого результата являются конкурентным преимуществом для любого без исключения бизнеса. Потребительское качество российских разработок, в том числе и на уровне способности разработчиков обеспечить меры поддержки и сопровождения своего продукта, сегодня по-прежнему остается, как правило, крайне нестабильным, – и это лишает потенциального их потребителя уверенности в том, что он в короткий срок сможет внедрить ту или иную технологию, а затем не столкнется с серьезными эксплуатационными проблемами, решение которых ему придется искать самостоятельно.

    •  «Почему успехом пользуются иностранные разработки, а не наши? Потому что готовый продукт, купленный не у нас, полностью обеспечивается мерами поддержки. Там все процессы, все нюансы – прописаны, специалисты по поддержке продукта – подготовлены. У нас, если предприниматель что-либо купил, разбираться с поломками, запчастями, процессами он должен сам. Наши изобретения не прописываются и не тестируются досконально, они практически всегда требуют проработки и адаптации к существующим производственным процессам. Некий интеллектуальный придаток. Не выстроена система поддержки продукта. Если предприниматель энтузиаст, готовый тратить свое личное время на освоение новых технологий – то возможна и успешная деятельность. Но таких у нас к слову - единицы» (консультант по управлению, сотрудник международного центра управленческого и инвестиционного консультирования).

     

    Как следствие, низкий интерес к разработкам НТТМ объясняется не только особенностями работодателя, но и слабой проработкой потребительский качеств создаваемого инновационного продукта, низким уровнем его поддержки, а также малой доступностью квалифицированных специалистов, способных внедрять новый продукт в производственный процесс. Возникает проблема, которая может решаться разработкой обучающих программ, способных как подготовить в нужном количестве необходимых специалистов, так и повлиять на исходные установки самих разработчиков и их отношение к потенциальному потребителю.

    Еще одной важной проблемной зоной, над которой необходимо работать и которая уже неоднократно становилась предметом обсуждения, является неспособность работодателя обеспечить достойными условиями инновационные кадры. Многие из экспертов научного сообщества считают, что процесс «утечки мозгов» за рубеж при условии активной их подготовки будет продолжаться до тех пор, пока российский бизнес не будет в состоянии обеспечить своих сотрудников достойной заработной платой и условиями труда.

    •  «Российский бизнес мало изменился с начала 90-х годов. Безусловно, какие- то процессы идут, и, тем не менее, он по-прежнему дик. Речь даже не о том, что бизнес не может, но возможно и не хочет предоставлять возможности для развития. Человеческий интеллектуальный ресурс, к сожалению, в большинстве компаний недооценен. Ценность работ на перспективу – так же. В основном присутствуют потребительские сентенции в отношении ко всему: к людям ли, к технологиям ли. Работодателей так же необходимо учить. Объяснять к чему могут привести те или иные действия или недоработки. Учить мыслить стратегически и ценить свои ресурсы» (профессор, научный руководитель НИИ).

    В связи с такой ситуацией в сфере бизнеса, многими представителями научных кругов особые надежды связываются c формированием малых предприятий при вузах, как альтернативой существующим ныне тенденциям. Эксперты считают, что такие предприятия смогут помочь в подготовке профильных специалистов.

    •  «Всё-таки начинает выстраиваться некая целевая цепочка «вуз и производство». Об этом тоже надо думать. Может быть, не в такой простой форме, как квотирование. Я понимаю, что это предложение – просто от беды, когда надо срочно выходить из кризисной ситуации. Но сама идея профильно ориентировать наших студентов на конкретные виды работ в дальнейшем мне кажется правильной, и она должна получить своё развитие. (Леонид Поляков, заместитель декана факультета политологии ВШЭ).

    В качестве вывода, проанализировав мнения, суждения и предложения экспертов из бизнес-среды и научных кругов стоит отметить, что роль Федерального Агентства по делам молодежи достаточно видится ими как функция HR-департамента в крупной корпорации. Основная задача ФАДМ как органа государственной власти – стать связующим звеном и координатором между работодателями (непосредственным двигателем экономики, на данный момент играющим обособленно и на своем поле) и вузами (поставщиками интеллектуальных, технологических и человеческих ресурсов). «Лифтовая» система НТТМ может использоваться как механизм этой связи. Остается только определить какую именно функцию необходимо данной системе отвести.

 
 
 
 
 
 
Комментарии (0)

Ни одного комментария нет

    Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

     
     
     
    Добавить запись
    Добавлять записи могут только участники