Жил-был учитель физики, увлечённый своим предметом и
фантастикой Стругацких (смотри «Его мир»). Тесно ему было
в урочных рамках, поэтому по вечерам школьный кабинет превращался
в лабораторию научно-исследовательского института чародейства и
волшебства, сокращённо НИИЧаВо.
Жужжит дрель, пахнет канифолью и краской, шелестят страницы перельмановских книг. На сборах клуба ниичавошники ставят опыты, пытаются найти объяснения очевидным фактам и чудесам, спорят и фантазируют. А как не поделиться своим интересом и находками со своими друзьями и одноклассниками.
Оказалось, что смастерить устройство для демонстрации какого либо физического явления - это только начало пути. Не менее важно придумать форму показа, да такую, чтобы увлекла зрителей. Чтобы захотели они докопаться до причин увиденного, чтобы испытали радость от познанного, чтобы почувствовали вкус к науке. Решение этих задач оказалось делом не простым, но увлекательным.
Прошло много лет, накопился опыт, уверенность в ценности и перспективности деятельности, которой занимался школьный коллектив, переросла в убеждённость. Некоторые из бывших учеников превратились в коллег. Настало время выйти на новый уровень, реализовать накопленный потенциал и создать ТЗН.
Почему «Науки»?
Наука и искусство имеют дело в основном с одним и тем же первоначальным материалом - миром природных явлений. Искусство, как правило, ищет красоту во внешних проявлениях объектов и явлений. Науку волнует красота тех внутренних закономерностей, которым подчиняются физические явления. Наука "красоту красоты" ищет. Вот и увлёкся наш коллектив этим сложным и интересным делом - приобщением всех желающих к «высшей» красоте, пожелал разделить с ними своё восхищение наукой.
Почему «Занимательной»?
Вы часто встречали людей, которые восхищаются красотой «закона сохранения энергии»?.. Мы тоже. Восприятие такой красоты под силу интеллектуально подготовленной личности. А как быть остальным? Выход есть. Необходимо адаптировать этот материал, приблизить к конкретному человеку, сделав его занимательным, то есть возбуждающим интерес и внимание. Таким образом воздействовать на чувства зрителя, чтобы создать положительный настрой к активной мыслительной деятельности, независимо от его знаний, способностей и интересов. А это уже вопрос технологии.
Почему «Театр»?
Театр - в переводе с греческого - «место для зрелищ, зрелище». Такая форма как нельзя лучше подходит для совместного действа актёров и зрителей в приобщении к «высшей» красоте.
Таким образом, ТЗН - это небольшие сценические постановки или целые спектакли, имеющие определённый сюжет и действующих героев, основанные на демонстрациях как одного, так и множества занимательных экспериментов, их обсуждение и научное объяснение с активным участием зрителей.
Играть! Действовать! Думать! - Таков девиз работы ТЗН.
Зрители включаются в созданные нами игровые ситуации, в которых занимательный материал воздействует на них с большим КПД. Они перестают быть просто созерцателями происходящего, начинают действовать и думать. А ум, прогретый эмоциями, это уже не сонный ум.
В первую очередь представления ТЗН рассчитаны на школьников, начинающих изучать основы наук, но так же интересны и полезны и более старшим возрастным категориям.
Цель представлений ТЗН
Пропаганда научного мировоззрения. Мы хотим показать, что процесс мышления увлекателен и интересен. Желаем зажечь зрителей стремлением как можно больше узнать, понять. Считаем, что на начальном этапе главное - не передача знаний, а создание определённого эмоционального отношения к этим знаниям, которое обеспечит их активное восприятие и усвоение.
Задачи представлений
1. Удовлетворить познавательные потребности зрителей.
2. Погрузить зрителей в такую среду, в которой они начали бы
активно мыслить, получая при этом удовольствие.
3. Показать, что наука - это живое, увлекательное дело, а знание
- сила.
4. Сообщить зрителям импульс к дальнейшему развитию.
Постулаты ТЗН
![]() |
«Наука - эмоциональная штука». «Где только возможно учение должно стать переживанием», - писал А. Эйнштейн. Опираясь на то, что чувственное восприятие лежит в основе любого познавательного процесса, мы стремимся максимально задействовать все органы чувств, возбудить эмоции зрителей, заставить их сочувствовать и переживать. Поглощать знания надо с аппетитом! Разделяя мысль А. Франса о том, что «чтобы переварить знания, надо поглощать их с аппетитом», мы стремимся представить науку как увлекательный детектив. Подбрасываем зрителям закономерности природы, точно пакет с шифровкой. И у них загораются глаза. |
![]() |
«Снимите тёмные очки!». Мир полон чудес, но мы перестали их замечать и им удивляться. Привычка - словно темные очки не даёт нам разглядеть мир в цвете. Необходимо помочь зрителям увидеть необычное в обычном (сделать привычное занимательным), снять тёмные очки. Ведь мышление начинается с удивления. |
![]() |
«Чудо - не есть чудо». Для нас чудо - это возможность удивиться, это - парадокс, это - вызов здравому смыслу и возможность задуматься о высшей красоте. Сценарии наших представлений «просты»: сначала мы творим чудеса, а затем вместе со зрителями находим им научные объяснения. |
![]() «Ключик для раскрытия чудес». Наука - это инструмент для познания окружающего мира, ключик, позволяющий открыть волшебную шкатулку природы. В нашем шутливом определении чудо - есть совокупность элементарных физических явлений, воздействующих на непросвещённые умы отдельных индивидуумов. И мы желаем убедить в этом всех. |
|
![]() |
«Зритель - не есть зритель». В чудеса со слов верится плохо, их надо не только увидеть, но и потрогать собственными руками. Наш "зритель" - не простой созерцатель, он активный участник действа. Но для этого надо создать среду, в которой он не смог бы оставаться пассивным. На представлении ТЗН зрители должны: «Играть! Действовать! Думать!» |
![]() |
«Зрители - маленькие исследователи». В каждом человеке заложено стремление узнать «отчего и почему». Мы даём зрителям возможность почувствовать себя маленькими учёными: совершить свои открытия и утолить интеллектуальную жажду. При этом предусматриваем обеспеченную ситуацию успеха и считаем, что умственная усталость в конце представления - это подтверждение хорошей работы. |
![]() |
«Жизнь, как главное наглядное пособие». Некоторые ошибочно считают, что наука далека от повседневной жизни. Сухая наука? Нет, «мокрая»! Любая формула, закон - это суть множества реальных процессов, происходящих с нами и вокруг нас. Необходим акцент. Рассказывая о равноускоренном движении материальной точки, крайне важно уронить кирпич… Пусть вздрогнут заснувшие! |
![]() |
«Войти со зрителями в резонанс». Сюжеты наших представлений, соотношение «игры» и «науки» и даже язык общения со зрителями предусматривают некоторую вариативность. Войти в резонанс со зрителями - значит, перейти на оптимальный уровень общения с ними. Поиск и выбор осуществляется по ходу представления и требует особого педагогического мастерства. Без продуманной обратной связи актёров со зрителями не обойтись. |
Наши телефоны:
+7 (495) 561-39-75
,
+7 (915) 147-76-47
— Юрий
+7 ...
,
+7 (926) 597-59-87
— Сергей Николаевич
Москва, ЮВАО, р-н Некрасовка, ул. 1-ая Вольская, д. 1, корп. 3.
C 11 ноября по 13 декабря 2009 года на выставке интерактивных экспонатов «Зазеркалье» (г. Москва, ул. Моховая, д.1, ЦВЗ «Манеж», 2 этаж) Театр Занимательной Науки будет рад встречи со своими друзьями по средам, четвергам, пятницам и субботам в 16:30.