30 сентября 2009 в 17:48

  • mihamihaМихаил Кожаринов
    Подходы к моделированию инновационных проблем
    Когда «новация» становится инновацией.

    Инновацией считается техногическое (техническое) изобретение либо гуманитарная инициатива, получившая следующие качества:
    1. Встала в технологическую цепочку
    2. Стала массовой (началась трансляция этой вставки в технологическую цепочку)
    3. Сложился и культивируется позитивный образ в обществе (норма – тоже массовое явление, но у нее нет культа и моды, так как она привычна)
    Изобретения и инициативы, которые используются в игре – предоставляются внешними экспертами

    Акторы инновации

    В игре по отношению к каждой инновации моделируется несколько акторов, от которых в разной степени зависит прохождение инновации к внедрению.
    Собственно изобретатель и инноватор (не обязательно изобретатель, это скорее тип менеджера) – авторы и локомотивы инновации.
    Три внешних актора, у которых РАЗНЫЕ критерии эффективности для оценки инновации – отсюда разные процессы торможения.

    1. «Внешний инвестор» (в т.ч. венчур) - его интерес – это коммерческая эффективность инновации. Не видит, где прибыль – не будет участвовать.
    2. Производственники
    • потеря социального положения из-за внедрения инноваций
    • если для него неочевидно повышение производительности
    • много взаимосвязей надо перестроить, согласовать изменения – требует больше пассионарности, энергии, чем производстенник готов отдать.

    • 3. Администраторы, чиновники. (как государственные, так и корпоративные) Эффективность измеряется в достойной отчетности, которая удачно попадает в стратегическую линию корпорации (правительства) – то, что инновация попадает в стратегическую линию – главный показатель эффективности, если нет — поддержки не будет.

    Студенты обучаются анализировать это «сопротивление среды», какие акторы и в каких ролях выступают по отношению к внедряемому изобретению.
    В зависимости от внедряемого изобретения один и тот же актор может выступать в разных позициях.

    Любая инновация в различной степени влияет на три области деятельности

    1. Инновации, затрагивающие управленческие процедуры производства (не технологические) – в этом случае придется иметь дело с должностными инструкциями, лицами, их формирующими, обучающими центрами.
    2. Инновация затрагивает производственные мощности, орудия труда, технологии - надо иметь дело с технологами, железом, производственниками
    3. Инновации, затрагивающие целеполагание – в этом случае надо иметь дело с критериями качества, с системами информирования (в том числе СМИ), с оценками.

    В любой инновации есть эти три составляющих в различной степени, и для успешного перевода новации в инновацию надо учитывать все составляющие и уделять ресурсы для работы со всеми акторами, от которых зависит внедрение.

    Сценирование vs проектирование.

    Студенты в игре должны освоить процедуры не только бизнес-проектирования, в которых внешние факторы учитываются в лучшем случае на уровне SWOT-анализа.
    Инноватор должен научиться также и процедурам сценирования.
    В проектировании человек убирает внешние проблемы, а в сценировании – наоборот, учитывает – в каком сценарном окружении твой проект будет развиваться быстрее всего.
    Сценирование – определение сценария событий, в котором разные акторы соглашаются с одинаковым образом будущего. В ходе сценирования «неживые» варианты развития выпадают из рассмотрения.
    В ходе сценирования должны быть учтены стратегии всех акторов. Чтобы все акторы получили свой выигрыш, к инновации добавляются новые решения, в результате возникает комплекс инноваций, который может быть внедрен (в отличие от одной инновации, которая может заглохнуть).
    Например – образовательная модель мотивации обучения через ролевые игры используется уже больше 15 лет. Но как инновацию, ролевые игры различные акторы стали рассматривать только в комплексе с системой оценки компетенций, с системами экономического моделирования и онлайн-средой для распределенных групп. Каждая новая составляющая выявляла выигрыши различных акторов
    Инноватор должен уметь создать группу, которая состоит из «венчура», «чиновника», «производственника» в одной логике. Или «учителя», «инженера», «рекламиста» - и сформировать у них единый образ будущего.
    При оптимальном развитии игры у студентов будет возможность отыграть проблемы сохранения контроля над развитием инновации.
 
 
 
 
 
 
Комментарии (0)

Ни одного комментария нет

    Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.