Инновацией считается техногическое
(техническое) изобретение либо гуманитарная инициатива,
получившая следующие качества:
Встала в технологическую
цепочку
Стала массовой (началась трансляция этой
вставки в технологическую цепочку)
Сложился и культивируется позитивный образ в
обществе (норма – тоже массовое явление, но у нее нет культа и
моды, так как она привычна)
Изобретения и инициативы, которые
используются в игре – предоставляются внешними
экспертами
Акторы
инновации
В игре по отношению к каждой инновации
моделируется несколько акторов, от которых в разной степени
зависит прохождение инновации к внедрению.
Собственно изобретатель и инноватор (не
обязательно изобретатель, это скорее тип менеджера) – авторы и
локомотивы инновации.
Три внешних актора, у которых РАЗНЫЕ
критерии эффективности для оценки инновации – отсюда разные
процессы торможения.
«Внешний инвестор» (в т.ч.
венчур) - его интерес – это коммерческая эффективность
инновации. Не видит, где прибыль – не будет
участвовать.
Производственники
– потеря социального положения из-за внедрения
инноваций
– если для него неочевидно повышение
производительности
– много взаимосвязей надо перестроить,
согласовать изменения – требует больше пассионарности, энергии,
чем производстенник готов отдать.
3. Администраторы,
чиновники. (как государственные, так и корпоративные)
Эффективность измеряется в достойной отчетности, которая удачно
попадает в стратегическую линию корпорации (правительства) –
то, что инновация попадает в стратегическую линию – главный
показатель эффективности, если нет — поддержки не
будет.
Студенты обучаются анализировать это
«сопротивление среды», какие акторы и в каких ролях выступают
по отношению к внедряемому изобретению.
В зависимости от внедряемого
изобретения один и тот же актор может выступать в разных
позициях.
Любая инновация в различной степени влияет
на три области деятельности
Инновации, затрагивающие
управленческие процедуры производства (не
технологические) – в этом случае придется иметь дело с
должностными инструкциями, лицами, их формирующими, обучающими
центрами.
Инновация затрагивает
производственные мощности, орудия труда, технологии -
надо иметь дело с технологами, железом,
производственниками
Инновации, затрагивающие
целеполагание – в этом случае надо иметь дело с
критериями качества, с системами информирования (в том числе
СМИ), с оценками.
В любой инновации есть эти три составляющих
в различной степени, и для успешного перевода новации в
инновацию надо учитывать все составляющие и уделять ресурсы для
работы со всеми акторами, от которых зависит
внедрение.
Сценированиеvsпроектирование.
Студенты в игре должны освоить процедуры не
только бизнес-проектирования, в которых внешние факторы
учитываются в лучшем случае на уровне SWOT-анализа.
Инноватор должен научиться также и
процедурам сценирования.
В проектировании человек убирает внешние
проблемы, а в сценировании – наоборот, учитывает – в каком
сценарном окружении твой проект будет развиваться быстрее
всего.
Сценирование – определение сценария событий,
в котором разные акторы соглашаются с одинаковым
образом будущего. В ходе сценирования «неживые»
варианты развития выпадают из рассмотрения.
В ходе сценирования должны быть учтены
стратегии всех акторов. Чтобы все акторы получили свой выигрыш,
к инновации добавляются новые решения, в результате возникает
комплекс инноваций, который может быть внедрен (в отличие от
одной инновации, которая может заглохнуть).
Например – образовательная модель мотивации
обучения через ролевые игры используется уже больше 15 лет. Но
как инновацию, ролевые игры различные акторы стали
рассматривать только в комплексе с системой оценки компетенций,
с системами экономического моделирования и онлайн-средой для
распределенных групп. Каждая новая составляющая выявляла
выигрыши различных акторов
Инноватор должен уметь создать группу,
которая состоит из «венчура», «чиновника», «производственника»
в одной логике. Или «учителя», «инженера», «рекламиста» - и
сформировать у них единый образ будущего.
При оптимальном развитии игры у студентов
будет возможность отыграть проблемы сохранения контроля над
развитием инновации.
Предлагаю поправку к 1 пункту: бывают инновации, которые сами
являются технологической цепочкой (технологией). Например, метро.
Оно сразу проектировалось как целостный КОМПЛЕКС, ни в какую
технологическую цепочку не внедрялось.
И в 20 веке было несколько инновационных сфер, которые сразу
проектировались как сферы - например, "атомный проект"
сразу проектировался как комплекс, в который входили
десятки и сотни отдельных инноваций - включая средства доставки
атомного заряда к цели - то есть, космические корабли.
Конечно, в такого рода проектах важна роль ГОСУДАРСТВА, как
основного актора инновационной деятельности.
Можно сказать, что роль государства сегодня иная, не такая как в
20 веке, и всем "рулят" корпорации. Однако, в нашей стране (да и
в других странах) это не совсем так. Государство остается
важнейшим актором инновационной деятельности. Сегодня оно
распределяет бюджеты на НИР и НИОКР, на проектную деятельность
(например, ВДНХ-ВВЦ). В Европе государство (ЕС как
Мега-государство) насильственным образом закрывает или открывает
целые отрасли, вводя экологические и инженерные стандарты. Более
того, роль государств в проектировании "цепочек инноваций",
"кластеров", "технологических платформ" будет только
усиливаться.
Итог: отдельные изобретения внедряются в рамках
технологичексой платформы (технологии). Но не будем забывать, что
сами технологические платформы тоже кем-то проектируются и
внедряются.
Вот такое дополнение к инновационной картине мира.
Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
30 сентября 2009 в 17:40
Комментарии (1)
Предлагаю поправку к 1 пункту: бывают инновации, которые сами являются технологической цепочкой (технологией). Например, метро. Оно сразу проектировалось как целостный КОМПЛЕКС, ни в какую технологическую цепочку не внедрялось.
И в 20 веке было несколько инновационных сфер, которые сразу проектировались как сферы - например, "атомный проект" сразу проектировался как комплекс, в который входили десятки и сотни отдельных инноваций - включая средства доставки атомного заряда к цели - то есть, космические корабли.
Конечно, в такого рода проектах важна роль ГОСУДАРСТВА, как основного актора инновационной деятельности.
Можно сказать, что роль государства сегодня иная, не такая как в 20 веке, и всем "рулят" корпорации. Однако, в нашей стране (да и в других странах) это не совсем так. Государство остается важнейшим актором инновационной деятельности. Сегодня оно распределяет бюджеты на НИР и НИОКР, на проектную деятельность (например, ВДНХ-ВВЦ). В Европе государство (ЕС как Мега-государство) насильственным образом закрывает или открывает целые отрасли, вводя экологические и инженерные стандарты. Более того, роль государств в проектировании "цепочек инноваций", "кластеров", "технологических платформ" будет только усиливаться.
Итог: отдельные изобретения внедряются в рамках технологичексой платформы (технологии). Но не будем забывать, что сами технологические платформы тоже кем-то проектируются и внедряются.
Вот такое дополнение к инновационной картине мира.
Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.