8 октября 2009 в 13:59

  • mastermasterДенис Торгашов-Мартьянов
    Межвузовский социальный тренжер

    Технология организационно-социального тренажера в одном ВУЗе была опробована нами в 2007 - 2008 году в МГИМО (У) МИД России.  Чтобы объяснить принцип действия организационно социального тренажера приведем аналогию: Для подготовки пилотов самолетов широко применяются специальные тренажеры (по сути – компьютерная игра), моделирующие управление самолетом в условиях, приближенных к реальным. На таких тренажерах пилоты нарабатывают практику, которую потом применяют в реальных полетах. Понятно, что тренажер не заменяет реальный самолет, но он развивает важные навыки в безопасных условиях.

    Эффективность тренажеров высока:

    • Снижаются риски – ошибки пилота на тренажере не угрожают его собственно жизни, жизни других людей и дорогостоящей технике; 
    • Снижается стоимость подготовки – для проведения полета на тренажере не надо тратить дорогостоящее топливо; 
    • Повышается качество подготовки – на тренажере пилот может набрать существенно большее «летных» часов, чем на реальном самолете; 
    • Увеличиваются масштабы подготовки – стоимость тренажера существенно ниже стоимости самолета – можно в пределах одного бюджета подготовить большее число пилотов.  

    В межвузовском организационно-социальном тренажере участники нарабатывают навыки профессиональной деятельности в межпредметных сферах и навыки командной деятельности.

    Навыки нарабатываются в рамках организационных и социальных моделей. В тренажере студенты могут совершить и осознать ошибки, стоимость которых была бы очень высока в действующих предприятиях. Здесь участники могут получить опыт, до которого в реальной деятельности придется расти несколько лет.  

    Например:

    • Моделируется выполнение инвестиционного инновационного проекта: Ошибки в управлении проектом могут привести к провалу моделируемого проекта, но не приведут к реальным финансовым потерям. При этом участники получат реальную практику управления проектами и выполнения проектов, которую смогут потом применять в реальной деятельности. 
    • Моделируется деятельность производственной компании: В модели учитывается комплекс процессов предприятия – производство, снабжение, маркетинг, продажи, логистика, финансовые потоки. Деятельность моделируется с учетом влияния внешних факторов – законодательства, контроля со стороны государственных органов, кон куренции, дефицита кадров. Возможно, моделировать международную деятельность компании - поиск партн еров, организации международной логистики, взаимодействие с таможней, создание новых инфраструктурных подразделений, давление со стороны крупных корпораций. 
    • Моделируется масштабная авария в энергетических сетях: Моделируется организация процессов - блокирование распространения аварии, устранение критических последствий, организация ремонтных работ, переход на дублирующее энергоснабжение, предотвращение паники среди населения, освещение кризиса в СМИ. В модель включается анализ причин, вызвавших аварию, поиск и внедрение методов предупреждения подобных. В процессе моделирования выявляются люди, показавшие максимальную эффективность в кризисных ситуациях. 

    Деятельность моделируется в игровом формате. Модели подбираются таким образом, чтобы развивать профессиональные качества участников, с учетом специфики ВУЗов. В тренажер закладываются и увязываются друг с другом различные социальные слои и сферы деятельности и процессы:

    • Научно-технический прогресс; 
    • Процессы в сфере бизнеса (малого, среднего, крупного); 
    • Микро- и макроэкономические процессы; 
    • Международная деятельность; 
    • Законодательные процессы; 
    • Политические процессы; 
    • Образовательные процессы; 
    • Социальные процессы; 
    • Демографические процессы; 
    • Кадровые процессы; 
    • Деятельность СМИ и т.п. 

    В тренажере учитывается комплекс различных факторов:

    • Законодательство; 
    • Нормы и стандарты; 
    • Традиции; 
    • Географическое положение моделируемых объектов; 
    • Логистическая инфраструктура; 
    • Технологическая база; 
    • Структура финансовых потоков и т.п. 

    Действие ролевой игры происходит в мире игры. Mир игры может выглядеть как угодно, но именно он определяет ход игры. Сюжет, предлагаемый мастером игры, и описываемый им мир составляет основу ролевой игры. Мир может быть полностью и придуманным, основываться на каком-нибудь художественном произведении (книге, фильме или пьесе).

    В зависимости от стоящих задач определяется масштаб моделируемых объектов. Это может быть локальная организация, город, регион или планета в целом (именно такой масштаб необходим для моделирования международной деятельности – он применялся в МГИМО в 2007 году.) 

    Еще одна важная задача тренажера - сдвиг парадигмы от конкуренции к объединению и совместному решению важных задач. Такой подход позволяет не распылять ресурсы и достигать общих целей в более короткие сроки и с меньшими ресурсными затратами.

    Так же, в рамках тренажера предлагается развивать социальную ответственность участников – учить их оценивать последствия принятых решений, отказываться от потенциально негативных решений, действовать на создание ценностей не только для себя, но и для общества.

 
 
 
 
 
 
Комментарии (0)

Ни одного комментария нет

    Вы не можете комментировать запись. Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.

     
     
     
    Добавить запись
    Добавлять записи могут только администраторы